► Читайте «Минфин» в Instagram: главные новости об инвестициях и финансах
Кто остался без паспорта
Замглавы правительства Кипра Ниове Парисину заявила, что эта цифра включает 63 инвестора и 159 их родственников.
Отмечается, что за 13 лет своего существования когда-то прибыльная, а ныне бездействующая программа неоднократно нарушала собственные правила и предоставляла кипрские паспорта инвесторам, которые не отвечали критериям получения гражданства. Некоторые из них совершили уголовные и другие правонарушения, став гражданами этого средиземноморского островного государства.
Читайте: Кипр прекратил выдачу «золотых паспортов»
Поток обвинений в коррупции начался после телевизионного репортажа в 2020 году, который показал, как спикер парламента и влиятельный законодатель утверждали, что они могут обойти правила и предоставить гражданство фиктивному китайскому инвестору, якобы осужденному за мошенничество в его стране.
Правительство Кипра решительно отрицает любую коррупцию, но признает «ошибки, лазейки и упущения» в том, как реализовывалась программа. Обеспокоенность, вызванная тем, что информация о программе распространилась среди других членов ЕС, заставило правительство отказаться от нее.
Доходы Кипра
Паспортная программа принесла стране более 9 миллиардов евро, когда она приходила в себя от финансового кризиса 2013 года, который поставил ее на грань банкротства и привел к закрытию второго по величине банка.
Как отмечается, эта программа оказалась особенно привлекательной для иностранных инвесторов, поскольку получение паспорта Евросоюза открывало им доступ ко всему блоку. Сотни паспортов были выданы, в том числе состоятельным россиянам.
Читайте: Евросоюз потребовал немедленно прекратить торговлю европейским гражданством
Расследовавшая программу независимая комиссия обнаружила, что она работала «с пробелами и упущениями, без правовой базы и почти без нормативной базы».
Комиссия из четырех членов заявила, что более половины из 6 779 выданных паспортов могли быть выданы ненадлежащим образом иждивенцам инвесторов или топ-менеджерам компаний, поскольку не существовало законов, разрешающих такие случаи. Треть остальных паспортов была выдана инвесторам, которые не отвечали всем необходимым критериям.