Разворот на 180°

Для рынка горючего итог года один — мы построили новый рынок. И именно благодаря этому мы сегодня с горючим и будем с ним и дальше.

Ни одна страна мира не сталкивалась с почти мгновенной утратой 100% источников топлива. Европа сейчас решает вопрос замещения где-то 30%, где-то 40% поставок, чтобы избавиться от зависимости от российского топлива. Мы заменили 100%.

Никто в Европе в это не верил (там во многое не верили), но мы это сделали и получили не только географически диверсифицированный рынок, но и принципиально новый по транспортной логистике, в которой 40% приходится на автомобильный транспорт. В условиях войны это единственная жизнеспособная модель.

Ведущую роль в этой победе сыграл украинский бизнес. «Работайте, как украинцы!», — такие наставления дает своим рабочим Адам Сикорски, глава польского холдинга UNIMOT, который одним из первых начал поставки горючего прошлой адской весной.

Мы первыми развернули установившиеся европейские потоки нефтепродуктов на 180 градусов, фактически заставив вращаться в обратном направлении весь энергетический рынок планеты.

Мы увидели топливо из Германии, Австрии и даже дальних Нидерландов. Наши трейдеры везут нефтепродукты баржами Рейном и Дунаем, овладели морскими портами на севере и юге Европы. Заставили двигаться по новым маршрутам европейские железные дороги (вообще есть мнение, что именно украинцы, сами того не осознавая, открыли второе дыхание железнодорожным перевозкам в Европе).

Читайте также: Цены могут упасть: представители АЗС рассказали о состоянии топливного рынка

Новая логистика и инфраструктура

А бензовозы? Они везде! Кто мог представить еще год назад, что в Кропивницкий поедет горючее из Литвы, Румынии, Болгарии и даже немецкого Гамбурга? Сегодня это обыденность для небольшой местной компании «Укрнефтеком».

Правительство. Нашло в себе силы побороть популизм, недоверие к бизнесу, забить на критику, и наконец понять, что только открытый и конкурентный рынок способен решать беспрецедентные задачи.

Если топливные компании являлись архитекторами нового рынка, то заказчиком были потребители. Именно они оплатили новую фантастическую логистику и новую инфраструктуру. Да, за их деньги парк бензовозов вырос в 4 раза, приобретены европейские цистерны, терминалы, танкеры. Альтернатива — это всегда дорого, но мы как никто другой теперь знаем, сколько стоит дешевое топливо…

Кстати, у цены свободы даже есть свое измерение — минимум 8 грн/л. Это то, сколько мы переплачиваем европейским поставщикам и новым перевозкам по сравнению с довоенным уровнем. Но это временно: после нашей победы эта военная составляющая почти исчезнет.

Читайте также: Потолок цен на газ в ЕС: станет ли голубое топливо дешевле для Украины

Главный вызов — война

Какие вызовы на 2023 год? Главным же вызовом остается война. Какие форс-мажоры она еще принесет, никто не знает. Среди очевидных испытаний европейское эмбарго на импорт российских нефтепродуктов, которое стартует с 5 февраля.

Многие в Европе и Штатах нервничают, но, похоже, украинцы меньше всего. Рецепт очень прост: мы дадим больше денег и привезем, сколько нужно. Работа уже началась. Тысячи украинских бензовозов, газовозов и закаленных прошлым годом трейдеров готовы!