Что стоит за «званием» спонсора терроризма
«Государство — спонсор терроризма» (ГСТ), как юридическая категория, находит четкое определение только в законодательстве Соединенных Штатов и Канады.
Государства, признанные Государственным департаментом США спонсорами терроризма, испытывают ряд значительных экономических ограничений, включающих:
- эмбарго на поставку товаров военного назначения;
- усиленный контроль за поставками товаров двойного назначения;
- ограничение помощи, которая может быть предоставлена Соединенными Штатами;
- финансовые и остальные ограничения.
США признали ГСТ четыре государства: Сирию, Иран, Северную Корею и Кубу. Конгресс США призвал признать рф спонсором терроризма, впрочем, такое решение не было до сих пор принято Государственным департаментом.
Аналогичные ограничения Канада применяет против Ирана и Сирии.
Агрессия рф против Украины в 2022 году, как проявление возглавляемого государством терроризма, побудила отдельные государства и международные институты впервые обратиться к статусу ГСТ.
На данный момент решение о признании рф спонсором терроризма приняли парламенты Литвы, Латвии, Эстонии, Польши, Чехии, Нидерландов. Аналогичным образом высказались Парламентская ассамблея НАТО и Парламентская ассамблея Совета Европы.
Такой опыт для ЕС и европейских стран совершенно новый, поскольку статус государства-спонсора терроризма пока не урегулирован в национальном праве стран ЕС.
Читайте также: Новый пакет санкций ЕС: алмазы, ядерка и пропаганда — что ждет рф
Правовые последствия
Резолюция закладывает фундамент для значительных сдвигов в юридической плоскости, а также будет иметь соответствующее влияние на экономические процессы.
Суд над российскими чиновниками
В первую очередь, Резолюция формирует основу для суда над российским режимом. В целом, государство (его органы, должностные лица), как суверен, не может отвечать перед судом вне собственной юрисдикции, кроме как по его согласию или взятым на себя международным обязательствам.
В то же время, признание россии спонсором терроризма создает предпосылки для ее привлечения к ответственности в судебном порядке.
Это закладывает основу для уголовного преследования российских чиновников, как военных преступников, так и взыскания с россии причиненного ее военной агрессией ущерба, в частности, по искам частных лиц (представителей бизнеса
В настоящее время на рассмотрении Международного суда находится дело по заявлению Украины против россии о совершении последнего геноцида — к делу присоединились уже 31 государство.
Кроме того, прокурор Международного уголовного суда в Гааге открыл производство по поводу совершения военных преступлений в рамках российской агрессии против Украины.
Европейский парламент поддержал расследование как в Резолюции, так и в последующих заявлениях.
В настоящее время уже существуют прецеденты, подтверждающие возможность взыскания с россии ущерба, причиненного ее незаконной оккупацией.
Такую позицию поддержал, в частности, Верховный суд Франции в деле по иску украинского «Ощадбанка». Также аналогичная практика нарабатывается отечественными судами.
Реквизиция активов рф и репарации
Утрата россией, как спонсором терроризма, части суверенных прав, кроме упомянутого, позволяет также использование ее активов, размещенных в ЕС и государствах G7, без ущерба неприкосновенности частной собственности.
Так, уже через неделю после принятия Резолюции Еврокомиссия представила первые обстоятельные предложения по этому поводу.
Около €300 млрд замороженных средств, принадлежащих российскому Центробанку, могут быть переданы Украине для стабилизации ее экономики и покрытия нанесенного войной ущерба.
Эти средства будут значительным вкладом в процесс восстановления послевоенной инвестиционной привлекательности Украины, создания безопасных и предполагаемых условий ведения бизнеса в Украине.
Такие шаги ЕС созвучны с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН по выплате россией репараций в пользу Украины, принятой накануне.
Резолюция призывает к разработке в правовых системах Европейского Союза и государств — его членов универсального режима, что позволит признавать государства спонсорами терроризма и применять к ним широкий круг ограничений.
Соответствующие решения также призывают принять на уровне национального законодательства кандидатов в члены Евросоюза и партнеров ЕС. Сейчас Решение (Директиву) в поддержку этого призыва совместно с Европейским Парламентом должен принять Совет EC — в таком случае оно станет обязательным для всех государств-членов Союза.
По аналогии с положениями законодательства США и Канады, такие ограничения могут включать, по меньшей мере, запрет для лиц из ЕС сотрудничать с государственными органами и предприятиями рф; усиление контроля над поставками и транзакциями между лицами с ЕС и российскими контрагентами; расширение санкционных списков, а также возможность введения вторичных санкций.
Прежде всего, дополнительный контроль может быть над сотрудничеством в сферах высоких технологий, энергетики, металлургии, химической промышленности. Следует упомянуть, что подобным образом были сформированы предложения Международной рабочей группы относительно российских санкций.
Экономическая изоляция
Признание россии ГСТ может запустить соответствующие производные процессы.
В частности, в самой Резолюции Европарламент призывает включить россию в Список высокорискованных третьих государств со стратегическими недостатками (в этот перечень Европейским Союзом вносятся страны, демонстрирующие наибольшие риски по отмыванию средств и финансированию терроризма; в настоящее время в к таким относятся, например, Афганистан и Йемен.
Такой шаг будет означать значительное усиление процедур контроля над средствами, происходящими из россии, например, при открытии банковских счетов или одобрении банками конкретных транзакций.
Это (вместе с действующими ограничениями, связанными с системой SWIFT) значительно усложнит как проведение европейским бизнесом сотрудничества с российскими субъектами хозяйствования, так и возможность репрезентации последних в странах ЕС.
К тому же, сейчас идет дискуссия о возможности исключения россии из FATF с одновременным внесением ее в соответствующий «черный список».
Кроме этого, Резолюция призывает прекратить автоматический обмен налоговой информацией между странами ЕС с одной стороны, и россией и Беларусью — с другой, а также приостановить действие заключенных между ними соглашений по избежанию двойного налогообложения.
Эти меры дополнительно усложнят бизнес-сотрудничество между лицами из Евросоюза и россии, учитывая рост налоговой нагрузки и усиление применимых контрольных процедур.
Читайте также: Как бизнесу получить компенсацию за военные убытки
россии — санкции, Украине — инвестиции
Резолюция автоматически не создает обязательств для институтов ЕС или государств — членов Евросоюза.
Резолюция, как следует из ее текста, содержит в основном призывы к тем или иным действиям по поводу противодействия российской агрессии в дипломатической, политической, юридической, экономической областях.
Однако, дальнейшие политические заявления Еврокомиссии и европейских государств дают основания полагать, что соответствующие конкретные действия будут осуществлены на юридическом уровне уже впоследствии.
В первую очередь, это касается расширения экономических санкций против россии и связанных с ней лиц.
- Европарламент побуждает расширить перечень лиц, причастных к российской агрессии, которые подпадают под индивидуальные санкции.
- Предложено нанести дополнительный удар по основным составляющим российской экономики. Среди положений Резолюции — призыв к:
— окончательному отказу от «Северного потока» 1 и 2,
— введению полного эмбарго на импорт государствами-членами ЕС полезных ископаемых и урана,
— запрету импорта, непосредственного или косвенного, российских бриллиантов,
— внедрению дополнительных ограничений, которые касаются обращения криптовалюты и других способов «обхода» ранее введенных санкций.
Эти ограничения завершают введенный недавно запрет на импорт в ЕС поставляемой морем российской нефти.
В контексте упомянутых положений Еврокомиссия недавно предложила девятый пакет санкций, предусматривающий ограничение в сфере товаров двойного назначения (в частности, в химической промышленности, IТ, производства БПЛАи т. п. ); ограничения по ряду русских банков, каналов и частных лиц. Такие ограничения Совет EC принял 16 декабря.
Кроме того, Еврокомиссия предложила криминализировать «обход» санкций, их игнорирование или нарушение. - Резолюция содержит призыв к Совету EC и государствам-членам ЕС усилить, в частности, экономическую и финансовую помощь Украине. Это касается как первоочередных потребностей, связанных с обороной государства, обеспечения его макроэкономической стабильности, функционирования энергетической инфраструктуры, так и поддержки в сфере образования и культуры.
В этом контексте важно упомянуть о таких инициативах, как выделение (несмотря на определенное противодействие Венгрии) Украине €18 млрд помощи в течение 2023 года; увеличение на €2 млрд фонда для обеспечения военных нужд Украины.
Кроме этого, отдельные государства, как Франция, анонсируют дополнительные инициативы по инвестициям в украинскую экономику, в частности, путем участия частных компаний в ее послевоенном восстановлении.
Не следует преуменьшать значение репутационных потерь, связанных с последующей репрезентацией частных компаний на рынке рф.
Даже если учитывать введенные ограничения, проанализированные выше, уплата компанией налогов в пользу государства — спонсора терроризма выглядит как успешная собственная антиреклама.
Читайте также: Что профинансируют $45 млрд американской помощи Украине
Что в итоге
Резолюция является важным шагом для вытеснения россии из «цивилизованного клуба», как в дипломатической сфере, так и в бизнесе, как в рамках политических заявлений, так и в четких правовых нормах.
Тем не менее, не стоит, на наш взгляд, ограничивать ее значение чисто негативным влиянием на рф. Юридические трансформации, инициированные Европейским Парламентом, дальнейшее участие институтов ЕС, европейских государств и частных компаний в восстановлении украинской экономики, а также выход под влиянием принятых ограничений европейского бизнеса из России создают условия для самой тесной интеграции Европейского Союза и Украины.
Меры по восстановлению стабильности украинской экономики, усиленные законодательными преференциями на уровне украинского законодательства, могут стать основой дальнейших европейских инвестиций на украинском рынке.