Со стороны Украины Меморандум подписали президент Владимир Зеленский, премьер-министр Денис Шмыгаль, министр финансов Сергей Марченко и председатель НБУ Андрей Пышный.
Документ готовился уже после полномасштабного вторжения рф, что было отмечено в сопроводительном письме. Указано, что вынужденными мигрантами и внутренне перемещенными лицами у нас стало свыше 14 млн человек, выросла безработица, уменьшились реальные доходы населения и свыше 20% населения оказалось за гранью бедности.
В 2022 году Украина получила от МВФ финансовую поддержку на общую сумму $4,9 млрд в рамках Инструмента быстрого финансирования — $2,7 млрд + $2,2 млрд.
На текущий момент речь идет о внедрении Мониторинговой программы по привлечению Совета МВФ (Program Monitoring with Board Involvement, PMB), МППС, для нашей страны.
Всего в Меморандуме МВФ 43 пункта с прогнозами и обязательствами нашей страны. «Минфин» выбрал ключевые.
Что ожидают от экономики
После падения ВВП в этом году, он может незначительно вырасти в 2023-м — приблизительно на 1%. При условии более оперативного возвращения мигрантов экономика могла бы вырасти сразу на 3−4%. В первую очередь, за счет постепенного оживления деятельности в регионах вне зоны боевых действий, а также при условии работы зернового коридора и отсутствии эскалации в войне. Медленное восстановление обусловлено не только боевыми действиями, но и энергетическим терроризмом агрессора — разрушением украинской энергетической инфраструктуры.
Ожидается сокращение уровня инфляции с 30% в конце 2022 года до 22,5% — в конце 2023-го.
В 2023 году прогнозируется дефицит текущего счета в размере $5,7 млрд после прогнозируемого профицита в $6,4 млрд, что будет отображать рост торгового баланса. Восстановление украинского экспорта будет медленным, в то время, как объемы импорта могут расти активнее из-за сохранения спроса на топливо и материалы, необходимые для ремонта и восстановления.
Дефицит бюджетного сектора общего государственного управления за 9 месяцев 2022 года оценивается в 406,6 млрд грн, либо 8,7% ВВП. Это с учетом внешних грантов в размере 342,5 млрд грн (7,3% ВВП 2022 года). Без учета грантов дефицит составил 749,1 млрд грн (15,9% ВВП). Его покрытие происходило преимущественно за счет внешнего официального финансирования и эмиссии гривны Национальным банком. Финансирование со стороны банков и небанковских финучреждений было отрицательным — это значит, что они получали погашения по старым выпускам ОВГЗ (облигациям внутреннего госзайма), но новые бумаги приобретали в небольших объемах.
Что пообещала Украина
Профинансировать замороженные расходы и справиться с бюджетным дефицитом
В этом году украинское правительство столкнулось с кассовым разрывом финансирования в 2022 году, из-за чего вносились изменения в госбюджет: расходы увеличивались на 386,9 млрд грн, в первую очередь за счет трат на оборону, а также капитальные расходы. Кабмин взял на себя обязательство постоянно мониторить возросшие расходы, профинансировать статьи, которые были отодвинуты на следующий год, и добиться устранения кассового разрыва. Дефицит бюджета 2023 года без учета внешних грантов оценивается в 1,316 млрд грн (21,6% ВВП).
Вернуть довоенные налоги и проверки
Восстанавливать бюджетные доходы планируется за счет возврата довоенных налогов и сборов, отмены ряда льгот. А именно: акциза и НДС на топливо — утвержден план восстановления ставок с июля 2023 года. Благодаря этому прогнозируется рост поступлений на уровне 0,6% ВВП.
Однако до 1 марта 2023 года будет действовать освобождение от налогообложения поставок импортных генераторов и до конца войны — импортных трансформаторов и крупного оборудования. Недопоступления по этим статьям оценивается на уровне 0,3 млрд грн.
С 1 июля Украина должна отменить налоговые льготы по единому налогу для упрощенцев (2%) и вернуть требования по установке кассовых аппаратов. Под все это будут приниматься соответствующие изменения в законы. Например, от отмены льгот в упрощенном налогообложении ожидают получить 0,13% ВВП. Одновременно ведется работа по внедрению автоматического обмена информацией для налоговых целей.
Сократить армию чиновников и урезать их зарплаты
В 2023 году расходы на оплату труда работникам бюджетного сектора будут уменьшены на 27% в номинальном разрезе, в сравнении с 2022-м. Как за счет сокращения зарплат отдельным категориям бюджетников, так и за счет сокращений кадров. Одновременно вводятся ограничения на увеличение соцвыплат, разрешается только индексация пенсий.
Реформировать энергосектор
Энергетический сектор получит поддержку от государства, в том числе и финансовую, а после завершения войны власти обещают провести глобальную реформу. Пока же НКРЭКУ рассматривает возможность повышения тарифов Оператора газотранспортной системы (ГТС), что должно обеспечить дополнительные ресурсы для «Укрэнерго».
Если потребуются, будут выделяться дополнительные ресурсы для экстренного ремонта, «Укрэнерго» будет получать от государства допфинансирование. Также, если нужно будет, допвливания получит и государственный «Нафтогаз» — если ему нужно будет закупать больше газа под отопительный сезон. Пока же, по расчетам правительства, ему на ближайшие месяцы нужно приобрести 2 млрд кубометров. Госсредствами собираются поддерживать и Оператора газотранспортной системы, но точные суммы/лимиты не указываются.
В госбюджете создан специальный фонд на критические расходы, средства из которого будут направляться на восстановление и ремонт поврежденной войной инфраструктуры. Он будет финансироваться за счет внешних источников и Национального банка, который должен будет перечислить в него 50% своей прибыли — 35 млрд грн, по предварительной оценке.
Читайте также: Правительство Украины пообещало МВФ возобновить налоговые проверки бизнеса и отменить ряд льгот
Остановить печатный станок
Украина обязалась сокращать свою зависимость от эмиссионного финансирования госбюджета в 2023 году. Основным источником средств станут внешние денежные вливания, как, кстати, и в 2022-ом. В этом году наша страна получила в качестве внешних займов и грантов $23,1 млрд. В новом году власти продолжат сотрудничать с международными партнерами и проводить ключевые реформы, в соответствии с договоренностями.
Будет делаться все для повышения интереса к внутренним долговым ценным бумагам Минфина, и для повышения уровня ролловера — продления заимствований на новые сроки по мере погашения старых выпусков ОВГЗ. В первую очередь, за счет банков. Пока ролловер гособлигаций у них находится не на самом высоком уровне: в марте 2022 года он составлял 100%, в мае упал до 22%, а октябре поднялся до 60%.
Но по итогам 2022 года доля гособлигаций в портфелях банков сократилась, по сравнению с 2021-м. Задача чиновников, которые обещали сократить эмиссионную зависимость, поднять этот показатель. В первую очередь, за счет повышения ставок по гособлигациям, и во вторую — за счет разрешения Нацбанка учитывать ОВГЗ в обязательных резервах банков, которые формируются при привлечении вкладов населения и бизнеса. Однако, продажи гособлигаций банкам обещают не делать чрезмерными и не перегибать палку, НБУ обязался следить за финансовым состоянием финучреждений (изучая текущую отчетность) и оценивать их риски.
В 2023 году Нацбанк должен свернуть активную эмиссию гривны посредством выкупа гособлигаций Минфина. В 2022-ом НБУ «напечатал» таким образом 400 млрд грн, и не должен возвращаться к этой практике в следующем году. Из этого правила делается одно исключение — задержки с внешним финансированием госбюджета. Лишь при таком раскладе и в случае острой необходимости в заимствованиях под бюджетные нужны, Национальному банку снова разрешат такую эмиссию в ограниченном объеме. Это назвали «крайним случаем».
Читайте также: НБУ продолжил «печать» гривны для правительства
Сохранить политику «дорогих» денег
Учетную ставку, которую в июне 2022 году НБУ поднял с 10% до 25%, планируют сохранять на этом значении, по крайней мере, до II квартала 2023 года. Предполагается, что это поможет поддержать стабильность обменного курса и закрепить инфляцию и инфляционные ожидания. Хотя риски роста розничных цен присутствуют, потому не исключаются и дополнительные повышения учетки.
Бороться с инфляцией
Нацбанк планирует вернуть свои депозитные сертификаты сроком до 14 дней, доходность по которым будет равна размеру учетной ставки (25%), и сделать акцент на их продвижении — чтобы банки скупали именно их, а не ночные (overnight) бумаги. Еще НБУ рассматривает возможность выпуска депосертификатов на более продолжительное время для сворачивания банковской ликвидности.
Сохранить валютные ограничения
Национальный банк планирует сохранить действующие ограничения на валютном рынке, и продолжит отслеживать эффективность действующих мер и возможности их обхода. При возникновении новых схем — их будут прикрывать. Дисбалансы остаются, потому отменять действующие запреты/ограничения пока не собираются.
В этом году НБУ больше продавал валюту, чем покупал: с 24 февраля и по конец ноября 2022 года совокупная чистая продажа (разница между продажей и покупкой) составила $18,15 млрд. Однако, золотовалютные резервы страны восполнялись, благодаря работе Черноморской зерновой инициативы (постепенному восстановлению экспорта) и международной помощи, но все равно сократились с $30,9 млрд, которые были у Нацбанка на конец 2021 года, до $25,2 млрд под конец октября 2022-го.
Читайте также: Спрос на валюту вырос в два раза: как НБУ с этим справляется
Стресс-тесты для банков
С учетом военных реалий, Нацбанк откорректирует свою стратегию развития финансового сектора, утвержденную в 2021 году, после дальнейших консультаций с МВФ.
Будет рассматриваться вопрос диагностики банков и работы с неработающими кредитами, а также многие другие нюансы.
Борьба с коррупцией
До конца декабря 2022 года Специальную антикоррупционную прокуратуру обещают усилить 8 новыми прокурорами. До конца марта должен пройти открытый конкурс на место нового руководителя Национального антикоррупционного бюро (НАБУ).
Этический совет продолжает проверку кандидатов на замещение всех вакантных должностей в Высшем совете правосудия (наивысший орган судебной власти, отвечающий за назначение судей и дисциплинарную ответственность).