Новая ценовая политика
Европейский союз установил максимальную цену газа на европейском газовом хабе TTF на уровне 180 евро за мегаватт-час (около $2 тыс. за тысячу кубометров).
Ограничения начнут действовать с 15 февраля следующего года. Однако это не означает, что цена на газ в принципе не может превысить этот потолок. Потолок будет применяться в том случае, если сойдутся 2 фактора:
- в течение трех рабочих дней базовая цена на голубое топливо продержится выше 180 евро за мегаватт-час;
- сего тоимость будет по крайней мере на 35 евро выше мировых цен на сжиженный газ.
Иными словами, во время резких, но коротких ценовых скачков регулирование не будет применяться. Также Европа подстраховалась на тот случай, если на других рынках газ будет значительно дешевле, чем на европейском континенте. Именно такая ситуация произошла летом этого года, когда цены на газ в Европе были в 7 раз выше, чем в США.
В этом году стоимость газа в ЕС постоянно росла и на пике доходила до $3600 и даже до $3800 за тысячу кубометров. Но это не значит, что наличие нынешнего механизма могло бы существенно повлиять на расстановку сил. По расчетам Bloomberg, если бы нынешний потолок был введен в начале года, то действовал бы всего около 40 дней.
Но и такое решение далось Европе не просто. Сначала предлагалось установить более высокий ценовой потолок — 273 евро за мегаватт-час (около $3 тыс. за тысячу кубометров). Такую позицию, в частности, поддерживала Германия. Ее правительство долго сопротивлялось ограничению цены, опасаясь, что это поставит под угрозу поставки топлива. Мол, продавцы будут искать рынки с более выгодными условиями.
Но большинство стран, в том числе председательствовавшая в
«Нам удалось достичь очень важного соглашения, которое обеспечит доступную энергию европейским домохозяйствам и компаниям», — не скрывал своего удовлетворения от результата премьер Чехии Петр Фиала.
Реакция рынка
При обсуждении газового вопроса цена голубого топлива на TTF составляла около 117 евро за мегаватт-час. То есть ориентировочно на 35% ниже, чем позволяет потолок. После того, как ЕС принял ограничение, цена сначала упала до 104 евро, а сейчас составляет уже около 98 евро. Это самый низкий уровень с июня этого года.
Причина, конечно, не в том, что рынки испугались ограничений. «Резкое похолодание закончилось, прогнозируется мягкая и ветреная погода на ближайшие две недели, также наблюдается снижение промышленного спроса на Рождество», — объяснил ключевые причины руководитель газовой аналитики компании ICIS Том Марзек-Мансер.
В аналитической записке Energi Danmark A/S указывается, что шансы на мягкий январь растут, что будет снижать спрос на газ. На этом фоне газовые хранилища останутся близкими к заполнению. К тому же ветреная погода позволяет увеличить производство электроэнергии.
Цены на газ падают не только в Европе. В США голубое топливо за последнюю неделю подешевело почти на 18%.
Реакция россии
Ограничение цены на газ не касается непосредственно россии. Здесь речь идет о потолке для всех поставщиков. Но 40% всего газа, потребляемого Европой, традиционно поставлялось из рф. Реация российских вождей была ожидаема отрицательной, ведь газ вместе с нефтью остается основным источником пополнения бюджета страны.
«Это нарушение рыночного процесса ценообразования, посягательства на рыночный процесс, любые ссылки на потолок не могут быть приемлемыми», — заявил пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков.
В россии прямо говорят, что введенные ограничения направлены против Газпрома, ведь его контракты преимущественно привязаны к форвардным котировкам на месяц и более, к которым непосредственно относится потолок. В то же время, например, норвежская газовая компания Equinor практически весь свой газ продает на условиях «на день вперед», а здесь ограничения TTF не имеют особого значения.
Впрочем, присутствие россиян на европейском рынке уже и так существенно сократилось. После взрыва на Северном потоке российский газовый экспорт в ЕС резко упал. По словам первого вице-премьер-министра — министра экономики Юлии Свириденко, за 11 месяцев этого года рф поставила на рынки Европы, Турции и Китая суммарно 95 млрд кубометров газа, что на 44, 5% меньше, чем в 2021 году.
Читайте также: Цены могут упасть: представители АЗС рассказали о состоянии топливного рынка
«1 декабря поставки газа в ЕС выглядели так: 5% по трубопроводам из России, 55% — LNG, остальные — трубопроводы из Норвегии и Северной Африки», — рассказала Свириденко. Но, как уточняет министр, определенное влияние на ценообразование в ЕС россия все же сохраняет. Так, на этой неделе авария на магистральном российском газопроводе спровоцировала временное удорожание газа на TTF на 11 евро.
Значения и риски
В ЕС воспринимают потолок, как способ уберечься от скачков цен, которые наблюдались в этом году. По словам Свириденко, принятие єтого решения важно и для Украины, ведь мы покупаем газ в Европе.
«Это решение — возможность и для нашей страны, в частности, промышленности, защититься от неоправданно высоких цен на голубое топливо, сделать их более прогнозируемыми. Поэтому подобный предохранитель в конечном счете положительно отразится и на украинской экономике», — убеждена министр.
Вместе с тем в ЕС уже звучат опасения. Потолок цен может иметь потенциально необратимые негативные последствия для функционирования энергетических рынков, считают в Ассоциации европейских энергетических бирж. Аналитики поясняют: если цены на газ будут расти, торговля будет вестись преимущественно вне бирж, где ограничения не действуют.
Еще один риск — возможный дефицит газа в Европе, если поставлять топливо будет выгоднее на другие рынки. Министр экономики Германии Роберт Хабэк предполагает, что нынешний механизм, возможно, придется пересмотреть. «Мы имеем до февраля длительный этап наблюдения. Если результаты рынка будут такими, что механизм будет обречен на провал, его придется снова исправлять», — предостерегает он.
Читайте также: Глава «Нафтогаза»: Мы не будем повышать тарифы во время войны
Нынешние скачки цен на газ связаны преимущественно со значительной зависимостью от российских поставок и необходимостью быстро найти новых поставщиков. Но сейчас европейский рынок становится более диверсифицированным, а промышленность более экономной. Так, за последние четыре месяца потребление газа в ЕС снизилось на 20%. В таких условиях потолок цен может остаться защитным механизмом, который вообще не будет применяться.