Количество украинских мигрантов за границей

По данным ООН, по состоянию на 15 ноября за границей остаются 7,6 млн украинских граждан, выехавших из Украины из-за войны. Из них в странах Европы находится около 4,5 млн украинцев. Еще 3 млн человек могут находиться в России и Белоруссии (в том числе из-за принудительного вывоза).

Больше всего — почти 1,5 млн — статусов временной защиты предоставила Польша, еще более 1 млн — Германия и примерно 450 тыс. — Чехия.

Более 100 тыс. украинцев зарегистрированы также в Италии, Испании, Болгарии, Великобритании и Франции.

Согласно опросу UNHCR 87% мигрантов — женщины с детьми, 65% женщин — трудоспособного возраста, от 18 до 59 лет. Около 70% опрошенных мигрантов имеют высшее образование.

Влияние мигрантов на европейские экономики

В 2022 году расходы украинцев за рубежом по сравнению с предыдущим годом выросли втрое — до $2 млрд в месяц. Увеличилось потребление товаров и услуг, расходы на жилищную инфраструктуру, систему здравоохранения и образование.

В начале полномасштабной войны в Украине львиная доля расходов украинцев за границей производилась за счет сбережений в украинских банках. В мае после введения НБУ ограничения на снятие наличной валюты за границей общие объемы операций с картами за рубежом снизились. Среднемесячные объемы снятия наличных сократились с $990 млн в марте-июне до $580 млн в июле-октябре. Но объемы операций в торговых сетях снизились не столь существенно: с пикового значения в мае — $770 млн до $560 млн в октябре.

Географическая структура снятия наличных денег за рубежом в 2022 году, млн долл.

Credit Agricole определил приток мигрантов из Украины главным драйвером ускорения темпов розничных продаж в Польше в марте. Это компенсировало негативное влияние инфляции и ухудшение потребительских настроений на расходы домохозяйств.

Зафиксирован заметный рост продаж в категориях «одежда и обувь» (41,9% год к году против 2,6% в феврале) и «мебель, электроника и бытовая техника» (2,8% по сравнению -4,4% в феврале) .

В других странах влияние украинских мигрантов можно классифицировать как незначительное из-за или небольшого количества мигрантов по сравнению с населением страны-реципиента (Германия), или более высокий уровень стоимости жизни (Германия, Чехия, Австрия, Франция, Швейцария, Нидерланды, Великобритания), отмечается в исследовании. НБУ.

В общем, данные исследований влияния украинских мигрантов на экономики стран-реципиентов различаются, однако все приходят к единому выводу, что это влияние является положительным.

Так, по оценкам Strzelecki et al. (2022) дополнительный вклад украинских мигрантов в ежегодные темпы роста ВВП Чехии, Польши и Эстонии составит около 1.2 в. п. в год, а вклад мигрантов в ВВП Венгрии, Латвии, Словакии, Литвы и Румынии составит около 0.8 в. п.

Майское исследование Oxford Economics дает более консервативные оценки. Если 650 тыс. украинских мигрантов останутся в Польше, рабочая сила вырастет дополнительно на 210 тыс. (1.2%) к 2030 году, а потенциальный ВВП — на 1,2% по сравнению с базовым прогнозом Oxford Economics. Приток же в 1 млн мигрантов увеличит рабочую силу на 370 тыс. (2.1%), а потенциальный ВВП — на 2.0% к 2030 году. В долгосрочной перспективе — к 2050 году — будет позитивное влияние усиливаться: потенциальный ВВП будет превышать базовый прогноз на 1.7% в первом сценарии (+650 тыс. мигрантов) и на 2.9% во втором (+1 млн мигрантов).

Согласно отчету Deloitte, интеграция украинских вынужденных переселенцев в Польше может привести к дополнительному росту ВВП Польши на 0,2−3,5% ежегодно в первые пять лет в зависимости от качества интеграционной политики страны.

Согласно расчетам НБУ на основе оценок исследования МВФ (2020), опросов ООН и Центра Разумкова при других неизменных условиях благодаря вкладу украинских мигрантов выпуск товаров и услуг в Эстонии, Польше и Чехии в 2026 году будет на 2,2−2,3% больше, чем в базовом сценарии без миграции, в Германии — на 0,6−0,65%.

Несмотря на положительные эффекты присутствия мигрантов, есть и связанные с ними вызовы. Так, расходы украинских мигрантов были дополнительным фактором высоких темпов инфляции в ЕС, которая на фоне значительного роста цен на энергоносители в 2022 году достигла рекордных за десятилетия значений, в частности в Литве, Эстонии, Латвии и Венгрии — более 20%, в Чехии. и Польше — около 18% г/г, а в Еврозоне — до почти 10% г/г. Кроме того, присутствие украинских мигрантов также повлияло на рынки недвижимости стран их пребывания. Несмотря на то, что арендовать жилье самостоятельно могла всего четверть из них, во многих городах цена аренды существенно выросла. Так, в Польше в апреле она была на 20% выше, чем в начале года. Сходные оценки приводят и для Эстонии.

Читайте также: Как беженцам искать работу в Польше и проверить работодателя

Сколько обходится мигрант Европе

Поддержка экономического роста будет проявляться через государственное потребление, в частности, через расходы на образование и здравоохранение, жилищно-коммунальную инфраструктуру. В то же время, это усилит вызовы для государственных финансов этих стран. Самая большая нагрузка будет приходиться на страны-соседи Украины и страны Балтии. Однако чистый фискальный эффект для Европы в долгосрочном периоде будет положительным, поскольку украинцы активно интегрируются в европейский рынок труда.

Bird and Amaglobeli (МВФ, 2022) оценили краткосрочное фискальное влияние мигрантов из Украины на экономики ЕС в примерно €30−37 млрд, или 0,19−0,23% от ВВП ЕС. В расчетах исследователи использовали предположения о количестве вынужденных переселенцев в 4,1−5,0 млн и средних затрат на одного в €11 577.

Со своей стороны Darvas (2022) приводит широкий диапазон от €9 тыс. до €25 тыс. (в ценах 2022 года) — государственных расходов на одного переселенца в год. Если 2/3 зарегистрированных в настоящее время украинцев в ЕС будут нуждаться в государственной поддержке, то общий объем расходов будет составлять от €26,4 млрд до €73,3 млрд в год.

В то же время ожидается, что самая большая нагрузка будет ложиться на страны-соседи Украины и страны Балтии. По расчетам EIB (2022), Литва может потратить более 9% ВВП для адаптации мигрантов, Эстония — более 7% ВВП, а Венгрия, Польша и Чехия — от 4% до 6% ВВП.

IFW Kiel (2022) приводит значительно более умеренные оценки: только в Польше, Эстонии и Чехии расходы могут превысить 1% ВВП. Такая разница может быть вызвана разными оценками как количества мигрантов, так и объемов расходов на человека (€10 000 у EIB и €6 000 у Kiel).

В целом краткосрочное фискальное влияние может оказаться как ниже, так и выше предыдущих оценок.

Однако по оценкам МВФ чистый фискальный эффект для Европы в долгосрочном периоде будет положительным, поскольку украинцы активно интегрируются в европейский рынок труда. Ярким примером такой интеграции в рынок труда есть уплата налогов украинскими мигрантами в Польше. В частности, с начала полномасштабной войны, согласно оценкам Center for Migration Research at the University of Warsaw, трудоустроенные украинцы в Польше заплатили 10 млрд злотых (около $2,4 млрд) налогов, что существенно превышает объемы оказанной помощи.

Ожидаемые расходы на размещение мигрантов в ЕС по расчетам различных экспертных организаций, % ВВП

Читайте также: На чем экономят и где занимают деньги украинцы во время войны

Влияние на рынок труда в Европе

Европейский центральный банк ожидает, что коэффициент участия украинских беженцев трудоспособного возраста в рабочей силе Еврозоны будет составлять от 25% до 55% в среднесрочной перспективе. Оценки потенциального роста рабочей силы во всем ЕС при этом составляют 0,2−0,8% или 0,3−1,3 миллиона человек.

Хотя мигранты создают дополнительные вызовы для госфинансов в краткосрочной перспективе, если они будут оставаться в странах пребывания на срок более нескольких лет и станут активными участниками рынка труда, для этих стран влияние на бюджет и экономический рост вероятнее всего будут положительными.

Географическая и культурная приближенность Украины к Европе, наличие диаспоры, а также статус временной защиты будут способствовать увеличению участия вынужденных мигрантов в рабочей силе.

В частности, по расчетам ОЭСР (2022) рабочая сила совокупно всех стран ЕС вырастет на 0,5% к концу 2022 года. Наибольшее влияние ожидается в Чехии (2,2%), Польше (2,1%), Эстонии (1,9%) и нескольких странах (Венгрии, Латвии, Словакии, Литве, Румынии) — от 1% до 1,5 %.

Согласно последнему отчету МОТ, статистика занятости стран пребывания украинцев начинает отражать их влияние на рынок труда, который, однако, пока не угрожает. К примеру, в Германии рост уровня безработицы полностью разъясняется включением мигрантов в статистику начиная с июня 2022 года, но никаких признаков структурных конфигураций рынка труда нет. В Польше, несмотря на большое количество мигрантов, безработица снизилась.

Таким образом, несмотря на первичные вызовы для стран-реципиентов от притока украинских мигрантов, выгоды для экономик этих стран больше в средне- и долгосрочном периоде благодаря активной интеграции украинцев как в рынок труда, так и в общество в целом.