О возвращении интереса к этой концепции во властных кругах пишет и Forbes. «Минфин» публикует ключевые тезисы статьи.
Вторая попытка
Масштабная налоговая реформа, которую в августе представил заместитель главы Офиса президента Ростислав Шурма, не исчезла с радаров чиновников из ОП и президентской политсилы «Слуга народа».
Новый этап дискуссий по ней может стартовать уже в феврале, причем сразу на самом высоком уровне. Украинская сторона надеется уговорить МВФ на такие кардинальные изменения во время переговоров о новой программе расширенного финансирования (EFF), рассказали три собеседника Forbes среди топ-чиновников ОП, руководства «Слуги народа» и экономического комитета Верховной Рады.
Летом дискуссия о концепте «10−10−10» была не слишком продолжительной и не вышла даже за пределы обсуждений в соцсетях. Тогда авторы так и не представили четких расчетов по поводу потерь бюджета от столь радикального снижения налогов и не детализировали компенсаторы.
В конце концов, коммуникацию решили остановить из-за начала переговоров с МВФ, говорит на правах анонимности собеседник в ОП. В октябре и ноябре Украина и Фонд договорились о краткосрочной мониторинговой программе, которая не предусматривает предоставление средств, но создает условия для долгосрочного финансирования. Одно из традиционных требований МВФ — сбалансированный бюджет.
Достичь взаимопонимания с Фондом сторонники реформы хотят до конца первого квартала 2023 года, то есть во время переговоров по поводу следующей программы, добавляет собеседник. «Эксперты МВФ мыслят несколько академически, но наша задача доказать им, что украинская налоговая система является фикцией, поэтому механическое снижение налогов не означает такого же падения доходов», — объясняет он.
Вероятно, налоги будут снижены не так кардинально, как по концепту «10−10−10», считает участвующий в разработке проекта нардеп от «Слуги народа» Марьян Заблоцкий, который будет заниматься его продвижением среди парламентариев.
Чтобы сформировать финальную концепцию, авторы проводят опрос среди бизнесменов. Цель — выяснить, какие налоговые ставки реально готов платить бизнес в случае отказа от «налоговых схем» и льгот, объясняет Заблоцкий. Время реформы (во время войны или после) пока также не определено.
Новое видение реформы
Полная ликвидация всех льгот и дифференцированных ставок — одна из ключевых основ будущей реформы, добавляет один из авторов из команды Шурмы, попросивший не упоминать его имя в статье.
Другой элемент — повышение ряда других налогов. Среди компенсаторов, рассматривающихся в ОП, введение прогрессивной ставки ренты на добычу полезных ископаемых (руды, газа, нефти, угля), более высокие акцизы на горючее и алкоголь, а также налоги на загрязнение, в частности металлургическую пыль. Еще одна идея — обложить дополнительным налогообложением экспорт сырья (например, руды, зерна или древесины), на что приходится 73% всего украинского экспорта.
Параллельно ответственность за нарушение налогового законодательства для бизнеса станет строже. Также Налоговая служба получит доступ к информации о банковских счетах для предотвращения уклонения от уплаты налогов.
А предпринимателям будут гарантировать своевременное возмещение НДС и отсутствие проблем с налоговой. «Налог на добавленную стоимость будет распределяться на две части: одна будет идти в спецфонд, с которого будет возмещаться НДС, а другая в бюджет», — говорит Заблоцкий.
Читайте также: Индекс инвестиционной привлекательности Украины восстановился до ководного значения
Параллельно необходимо реформировать и саму налоговую по аналогии с реформой НБУ 2014−2015 годов, добавляет нардеп, не уточнив, в чем конкретно будут заключаться изменения в ГНС.