Пересекся на неделе с Андреем Пивоварским (WOG), Вячеславом Стешенко, Наталией Малецкой (KLO) и Юрием Кучабским (ОККО). Пользуясь случаем, переадресовал им наиболее распространенные вопросы касательно оперативной ситуации. Не ожидал, но получил почти одинаковые ответы.

Ресурсы: повторение весеннего кризиса с дефицитом топлива невозможно. Какие-то локальные катаклизмы не исключены, но они встречались и до войны. Сети активно контрактуют топливо, создают запасы, и не только в Украине.

Цены: особых колебаний не предвидится. Более того, вполне возможно снижение цен, поскольку мировые котировки, несмотря на антироссийские санкции, упали, а закупочные цены для Украины удерживаются предварительными за счет спроса и логистических факторов, в том числе и погодных условий. По мере насыщения рынка будет снижение. В частности, ОККО в конце недели возобновила оптовую продажу дизтоплива. С бензином еще предстоит поработать.

Читайте также: Китай хочет начать покупать нефть и газ за юани

Блекаут. Более 90% этих сетей уже с генераторами, более того, формируют резервный фонд и ремонтные бригады. Увеличивают запасы товаров в магазинах, расширяют количество мест в кафе, оборудуют дополнительными устройствами — чайниками, микроволновками, розетками и т. д. Просят не тянуть их с собой на АЗК — там это уже есть.

Что происходит с ценами сейчас

По данным «Минфина», по сравнению с концом ноября, стоимость топлива начала расти. Цена 95-го бензина была 49,60 гривен за литр. Сейчас же цена — 51,62 грн. Это средний показатель, а на некоторых АЗС она составляет 53−54 грн за литр.

Эксперты объясняли повышение цен несколькими причинами. В частности, это повышение спроса — люди стали больше покупать топлива из-за генераторов. Также заправки из-за отключения электроэнергии работают от генераторов, и эти расходы влияли на стоимость топлива.