На примере четырех отделений Банка Кредит Днепр, которые сегодня находятся в горячих точках, — Харькове, Днепре, Запорожье и Никополе, — мы расскажем, как финансистам удается сохранять штат сотрудников и поддерживать работу банка в военное время. Банк активно поддерживает сотрудников не только финансово, но и морально — каждый день, каждый час специалисты главного офиса были и остаются на связи с отделениями. Более того, у сотрудников небезразличная общественная позиция и они активно участвуют в волонтерских программах не только индивидуально, но и в тех, которые организовывает банк.
Павел Вахтин, начальник отделения «Площадь Конституции» в Харькове
«Вы не представляете, как клиенты радовались, когда мы возобновили работу»
Отделение банка в Харькове
«В первый день мы проснулись от взрывов, но я думал, что это гром. Не поверил, что началась война», — вспоминает утро 24 февраля Павел Вахтин, руководитель отделения «Площадь Конституции» в Харькове. В Банке Кредит Днепр он работает два года, а в финансовой сфере — 15.
Павел живет в северной части харьковской Салтовки — огромного жилмассива, где проживает более 500 тысяч человек. До границы с россией — 40 км. Война сразу резко изменила и его жизнь. «В первые дни на Северную Салтовку заезжали российские БТРы, танки, летали самолеты, были перестрелки. Мы слышали, как рушились дома рядом, от взрывов гибли соседи. Было страшно выходить на улицу», — говорит финансист.
Не лучше была ситуация и с офисными помещениями. У Банка Кредит Днепр в Харькове было два отделения, в которых работало по пять человек. Одно из них был полностью разрушено из-за обстрелов. Отделение Павла пострадало частично. «Полностью были выбиты окна, обвалены потолки, были повреждены двери, видеонаблюдение и сигнализация, — описывает Вахтин последствия российских атак на центр Харькова, которые затронули и его офис. — Отделение было непригодным для работы. У нас там тоже не было связи, компьютеры не работали».
Однако сотрудники банка, сидя в подвалах, продолжали обслуживать клиентов дистанционно. Работал клиент-банк для юридических и физических лиц, контакт-центр, сотрудники которого на все вопросы клиентов отвечали в мессенджерах. Иногда были задержки, когда исчезала связь и вырубался свет.
Еще во время продолжавшихся до конца мая активных обстрелов города, Павел решил, что нужно адаптироваться к новым условиям и возобновлять работу отделения. Транспорт на Салтовку не ходил, таксисты тоже не очень хотели ехать туда из-за большой опасности, потому что каждая поездка могла стоить жизни. Павел убирал отделение сам. Из пяти его сотрудников остались в городе только он и кассир. Сначала брал такси или ездил со службой безопасности банка. Затем, когда запустили метро, ходил до ближайшей станции пешком 6 км.
До 14 июня в отделении был сделан ремонт и его открыли. Начинали работать втроем: сам Павел, кассир Татьяна Никулина и менеджер Елена Гокарева. Причем выполняли работу сразу за два отделения. Было тяжеловато, но справлялись. Павла и его коллег очень вдохновляло отношение клиентов. «Люди, которые заходили в отделение, были счастливы видеть нас, были очень благодарны. Вы просто не представляете, какая радость была у них в глазах из-за того, что мы работали», — вспоминает он.
Банк, в свою очередь, также не прекращал финансовую, моральную и эмоциональную поддержку сотрудников. Благодаря этому удалось сохранить весь штат. Сейчас под руководством Павла работают уже 10 человек — сотрудники двух «довоенных» отделений банка в Харькове.
Вахтин считает, что тяжелые времена скоро пройдут, и не скрывает больших планов на будущее: «Мы будем и дальше развивать банк, чтобы было еще больше сотрудников и больше возможностей», — говорит Павел.
Александр Белый, начальник отделения банка в Никополе
«Война нас научила брать от каждого дня все возможное»
Сотрудники Никопольского отделения
«В Никополе, четвертом по размеру городе Днепропетровской области, в первые дни войны обстрелы были нечастыми, время от времени под огонь попадала воинская часть, расположенная за пределами города», — вспоминает Александр Белый, начальник местного отделения Банка Кредит Днепр. Но горожан охватила растерянность и страх неизвестности, как и всех остальных украинцев. «Полностью овладеть собой я смог только на следующий день после нападения, — рассказывает Александр. — В субботу — на третий день войны — пошел в военкомат, но там, ознакомившись с моим военным билетом (у меня тяжелая болезнь зрения), рекомендовали пойти в терроборону, но туда уже закончили набор. Так что я в первые дни активно занимался волонтерством».
Отделение Белого 24 и 25 февраля не работало. Открылось в понедельник, 28 февраля. «Все сотрудники вышли на работу. Дома никто оставаться не хотел, — говорит он. — Все понимали, что пользу могут принести только пребывая на рабочем месте, поскольку мы обслуживаем очень большое количество клиентов — более 15 тысяч».
Работать было психологически тяжело. Приходилось все время успокаивать клиентов, которые пытались снять все деньги с зарплатных карт как в кассе отделения, так и в банкоматах. Многие просто приходили, чтобы убедиться, что отделение все еще работает. Но действительно тяжелые времена наступили после 12 июля. «По Никополю хаотично (особенно ночью, когда жильцы находятся дома) проводились и проводятся ежедневные массированные обстрелы из РСЗО и ствольной артиллерии. Были ночи, когда по городу выпускали до 200 ракет из «Градов», — рассказывает Белый.
Обстреливались изначально трубные предприятия. Возле них расположено и отделение Банка Кредит Днепр, а также многоэтажка, в которой проживает Александр. Во время одной из атак в офисе банка выбило стекла. Почти все сотрудники стали просить руководителя об оплачиваемом отпуске или отпуске за свой счет, поскольку хотели уехать с семьями за пределы города, подальше от обстрелов.
До войны в Никополе было открыто два отделения, в которых работали 14 человек. Затем руководство банка, заботясь о безопасности сотрудников, приняло решение временно закрыть их. Но в городе осталось очень много зарплатных клиентов, поэтому уже через несколько дней Александру позвонили из головного офиса и попросили возобновить работу одного из отделений, поскольку оно было очень нужно клиентам. Это была сверхсложная задача, потому что из 14-ти сотрудников осталось только трое, включая самого Белого. «После долгих разговоров по телефону все же удалось из двух отделений сформировать коллектив из пяти человек», — рассказывает Александр.
Дорога на работу и обратно занимает много времени, поскольку сотрудники вынуждены добираться 30−40 км по плохим дорогам. Сам Александр для большего удобства купил скутер, потому что на автомобиле он преодолевал 30 км в час — за такое время до войны он доезжал до Днепра, расположенного в 120 км.
С октября в его отделении работает уже восемь человек. Даже при столь нелегких условиях работы начальник не падает духом. «Я стараюсь в каждой тяжелой ситуации находить позитив, — описывает Александр свое отношение к жизни. — Мне кажется, война нас научила не откладывать свои дела на завтра и брать от каждого дня все возможное. Это касается как рабочих, так и личных дел».
Алла Котивец, начальник Центрального отделения в Днепре
«Мы — бойцы финансового фронта»
Коллектив отделения в Днепре
Алла Котивец, начальник Центрального отделения банка, расположенного в центре Днепра, работает в банковской сфере уже 26 лет. Из них последние шесть — в Банке Кредит Днепр. Центральное отделение является опорным в городе, оно обеспечено дополнительными источниками энергии и запасом наличных денег в кассе.
Алла живет в Днепре в частном секторе недалеко от воинской части. Утром 24 февраля, когда стало ясно, что наступила новая, военная, реальность, она сразу же связалась с руководством, чтобы обсудить дальнейшие действия. Было решено до конца недели на работу не выходить.
В первый день полномасштабной войны люди вокруг реагировали по-разному, но паники не было. «Мы даже не понимали, что делать. Но желания убегать не было. Мы на своей земле и здесь будем что-то делать», — вспоминает Котивец мысли того дня.
Ее отделение открылось вновь в понедельник, 28 февраля. Из 17-ти сотрудников на работу вышли пятеро. Остальные люди остались дома. Приехали те сотрудники, которым было удобно добираться в условиях нехватки транспорта и у которых нет маленьких детей. Время от времени люди сменяли друг друга. Те, кто находились дома, активно приобщались ко всем волонтерским инициативам в поддержку ВСУ — плели сетки, готовили еду, собирали одежду, а также помогали переселенцам. Сама Котивец приютила в доме матери восемь человек — две семьи из Северодонецка.
Через неделю после начала войны враг начал регулярно обстреливать город. Особенно опасно было на мостах. Из шести отделений банка в городе Днепре в первый месяц войны работало только два — отделение Котивец и еще одно на другом берегу Днепра. Сама Алла каждый день ездила через мост на собственном авто и забирала троих сотрудниц. Интересно, что все они живут на одном массиве и их всех зовут Натальями — заведующая кассой и два специалиста.
«После начала войны многие клиенты хотели снять деньги с карт и разорвать депозиты», — вспоминает Алла Котивец. Сотрудники банка пытались людей успокоить, объясняя, что тяжелая ситуация сейчас по всей стране и хранить наличные деньги у себя дома опасно. Многие к этим аргументам прислушивались. «У людей была такая трагедия в глазах, — говорит руководитель отделения. — Но эту ситуацию мы легче перенесли, чем когда ввели локдаун из-за ковида. Тогда было больше эгоизма, а сейчас люди прислушивались к нашим советам, были сдержанными», — добавляет Алла.
Сотрудники отделения, со своей стороны, также с пониманием относились к каждому клиенту. Когда была слишком тяжелая ситуация, они даже свои личные деньги давали людям на продукты. Алла вспоминает ситуацию с клиентом из Никополя. Его город начали интенсивно обстреливать, и он перевез семью в Новомосковск. Срочно требовались деньги на жилье, он хотел забрать депозит, но вклад уже автоматически пролонгировался. По условиям договора, клиент должен был ждать завершения срока депозита, но в банке рассмотрели его заявление и пошли на уступки.
Уже с июня-июля начался обратный процесс — люди снова понесли сбережения в банк. Бизнес тоже активизировался — юридические лица каждый месяц открывают новые счета. А с ноября возобновилось кредитование, однако пока только для тех клиентов, которые через банк получают зарплату.
Сейчас в отделении Аллы Котивец работает 15 человек. Двое за время войны уволились. В начале апреля некоторые сотрудники с детьми уезжали за границу. Но уже через два месяца вернулись в Днепр.
Отделение в военное время всегда работало полный рабочий день с 9-ти до 18-ти часов. Недавно длительность рабочего дня сократили на час, чтобы сотрудникам было комфортнее возвращаться домой. Сейчас темнеет рано, а уличное освещение в Днепре выключают в 19 часов.
С августа в городе участились воздушные тревоги. На время, когда работают сирены, сотрудники закрывают отделение и прячутся в бомбоубежище. Раньше они бежали в соседнюю филармонию, а сейчас его оборудовали в собственном помещении.
«Коллектив изменился за время войны, — говорит Алла Котивец. — Раньше часто был слышен смех, строились планы на будущее. Сейчас всего этого нет. Но в отчаяние никто не впадает. Я своим сотрудникам говорю, что мы — бойцы финансового фронта. Хотя мы без оружия, но своей работой тоже вносим вклад в большое дело. Мы поддерживаем Украину, ВСУ, мы поддерживаем наш банк и наши семьи», —
подытоживает менеджер.
Алексей Кухаренко, начальник отделения банка в Запорожье
«Я был морально готов к работе во время военного положения»
Отделение банка в Запорожье
Начальник отделения банка в Запорожье Алексей Кухаренко не питал иллюзий относительно «миролюбивой» политики Кремля, поскольку война в Украине продолжается фактически с 2014 года. «Я понимал, что широкомасштабное вторжение неизбежно, и был готов морально к работе во время военного положения. Также готовил коллектив к этому», — говорит он. В Банке Кредит Днепр Кухаренко работает уже
11-й год, а в целом в банковской сфере — с 2006 года.
В первый месяц полномасштабной войны ракетных атак по Запорожью не было, однако люди массово уезжали. «Город с конца февраля опустел, на дорогах было очень мало людей и машин», — вспоминает Алексей. Весь коллектив, которым он руководил, — 9 человек — оставался в городе, однако отделение было временно закрыто из-за нехватки клиентов. Работа частично возобновилась 10 марта. Работали два раза в неделю сокращенным вдвое штатом, однако успевали выполнять всю работу. В марте фронт на юге Украины стабилизировался, и во второй половине весны и летом в Запорожье было более или менее спокойно. Однако с сентября враг начал обстреливать город ракетами С-300 практически каждую ночь. Одна из ракет упала в 500 м от отделения Алексея Кухаренко.
Нынешние условия работы тоже нельзя назвать спокойными. Коллектив почти каждый день из-за воздушных тревог и обстрелов вынужден прерывать работу и бежать в бомбоубежище.
Из двух отделений, которые функционировали в Запорожье до войны, сейчас работает только то, которым руководит Кухаренко. Один из 7-ми его сотрудников раньше работал в другом отделении.
Алексей убежден, что тяжелые времена все-таки закончятся, а до этого каждый должен выполнять свою работу. Только так это можно пережить. «Хотелось бы завершить фразой Виктора Франкла, выжившего в нацистском концлагере австрийского психотерапевта: «Первыми сломались те, кто верил, что скоро все закончится. Потом те, кто не верил, что это когда-нибудь закончится. Выжили те, кто сфокусировался на своих делах, без ожидания того, что еще может произойти», — отмечает Алексей.