Что происходит на АЗС

Начитался на ночь разных постов и решил проинспектировать с утра ситуацию на трассе Киев-Борисполь. Докладываю: все станции, а это более 10 объектов разных брендов, работают. Половина из них были вообще без машин, даже на «Сокаре» было пусто. Как всегда, более людно, но без очередей, было на ОККО.

«Пишут, что кризис, а у вас полный ассортимент на стелле, это как?», — спрашиваю у девушки на кассе комплекса AMIC. «Да утром были люди, а сейчас все на работу поехали. У нас топливо есть», — отвечает она, предлагая приложить карту к терминалу (тоже, кстати, признак улучшения). Так кризисы не выглядят.

Что касается ситуации. Действительно, есть трудности в сфере поставок, вызванные стечением нескольких обстоятельств.

1. На 7−10 дней была остановлена навигация в Румынии и Болгарии, и в молдавском Джурджулеште из-за погодных условий — шторма и плохой видимости. Это привело к задержке законтрактованных грузов. Сейчас движение уже пошло.

2. Из-за блекаута таможня работает с перебоями. На границе стоят тысячи машин с разными грузами.

3. Потребление в стране несколько выросло, хотя все сети настроили закупки с прогнозом на сезонное снижение или, по крайней мере, стабильность. Слышите грохот генератора — это оно. А еще больше вы не слышите, потому что на них начали работать промышленные предприятия, мобильные вышки и куча всего прочего, которые жрут несколько десятков, а иногда и сотни литров в сутки каждый.

4. Вторая по величине сеть АЗС «Укрнафта» (540 АЗС) после «национализации» оказалась без поставки топлива, которая осуществлялась группой «Приват». Соответственно, нацкомпания начала искать топливо и повлекла за собой дополнительное давление на рынок, который, конечно, такого клиента не ждал.

Как видим, есть некоторые нюансы. Но это рыночная ситуация, такое случалось и раньше в разных вариациях.

Изменятся ли цены

Что делать? Жить нормальной жизнью, не паниковать. Напомню, что ажиотаж сыграл не последнюю роль в майском кризисе. У рынка слишком много стимулов для наращивания поставок, и это уже происходит. Это же настоящая удача — получить дополнительные объемы реализации в, как правило, «мертвый» сезон!

Да, есть рост закупочной, оптовой цены, потому что наши зарубежные контрагенты держат руку на пульсе и здесь, как говорится, «джаст бизнес». Поэтому видим небольшой рост розничных цен, который обусловлен также ростом затрат на использование генераторов. Это может составлять от 1 грн/л, в зависимости от интенсивности использования «гены» и объемов продаж.

В то же время, смешно читать об увеличении себестоимости продаж за счет старлинков — не смешите, пожалуйста. Для каких-либо трагических колебаний нет никаких оснований.

Читайте также: Нефть дешевеет: почему это важно для Украины именно сейчас

Ирония судьбы в том, что на внешнем рынке цена падает, а у нас из-за сложностей со снабжением — растет. Надеюсь, мы это уменьшение почувствуем через неделю-другую, когда, как ожидается, вышеперечисленные факторы исчезнут.