В ближайшее время ожидается окончательное голосование парламента по этому документу. Судьба новых требований фактически предрешена. Поскольку наша страна взяла на себя обязательство присоединиться к автоматическому обмену информацией с контролирующими органами других стран после получения членства в Глобальном форуме по прозрачности ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития) и обмену финансовой информацией для налоговых целей.
Читайте также: Банки начнут сливать информацию о клиентах иностранным налоговикам
Когда заработает национальное законодательство, украинские банки будут регулярно проверять счета своих клиентов и через наших фискалов отправлять информацию в двух форматах западным контролирующим органам. А наша Государственная налоговая служба сможет, в свою очередь, регулярно получать данные о финансовых проводках украинцев за границей. Движение данных будет идти в двух направлениях, и коснется не только бизнеса, но и простых людей. Из-за этого уже поднимается волна недовольства: некоторые эксперты уже прочат возникновение проблем с банками у миллионов наших беженцев, временно проживающих за границей.
Новые стандарты обмена
Законопроект № 8131 предусматривает внедрение в Украине двух международных стандартов обмена финансовой информаций для налоговых целей:
- CRS (Common Standard on Reporting and Due Diligence for Financial Account Information) — Общий стандарт отчетности и надлежащей проверки информации о финансовых счетах. По состоянию на октябрь 2021 года такие отчеты направляет свыше 110 стран-участников, в том числе и члены Евросоюза. В 2020 году была передана информация о свыше 75 млн финансовых счетов по активам на 9 трлн евро.
- EOIR (Exchange of Information on Request (EOIR) Standard) — Стандарт по обмену информацией по запросу. Наша Государственная налоговая служба будет предоставлять данные об иностранцах и иностранных компаниях, которые работают в Украине и имеют здесь счета. ГНС, в свою очередь, сможет получать финансовые данные украинцев и украинского бизнеса, работающих за границей. Такой обмен уже происходит между 160 странами-участницами.
Ключевая цель таких обменов — борьба с уклонением от налогообложения и налоговой минимизацией. Наши налоговики получат максимум информации о денежных проводках украинцев за границей, а в обмен раскроют перед иностранными фискалами данные о финансовых операциях иностранцев в Украине.
В пояснительной записке к законопроекту говорится, что обмен финансовой информацией ГНС с иностранными коллегами поможет «выявлять активы, которые не были задекларированы налогоплательщиками, и схемы уклонения от налогообложения, что, в свою очередь, увеличит потенциальные дополнительные налоговые поступления в госбюджет Украины».
Там же отмечается, что собранные данные станут «важным источником налоговой информации во время внедрения косвенных методов контроля за налогообложением физических лиц». Внедрение такого вида контроля (который, в частности, предусматривает оценку расходов налогоплательщика и сравнение с его доходами) — давнишняя мечта украинских налоговиков.
Первым его стал продвигать еще 20 лет назад экс-налоговик (впоследствии — премьер и беглый политик) Николай Азаров. Теперь за такой вид контроля ратует глава Комитета BP по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев.
«Законопроект преследует одну цель — предоставить нашим иностранным друзьям полный контроль над всеми денежными транзакциями физических и юридических лиц. Налоговики получат доступ практически к любой банковской информации, смогут узнать все, что захотят: от крупных проводок до небольших переводов.
Не исключаю перегибов и злоупотреблений. Ведь у нас предостаточно компаний с иностранным капиталом, причем глобальных, которые обслуживают миллионы людей, таких, например, как «Киевстар» или Vodafone. Данным законопроектом окончательно убивается понятие банковской тайны в Украине, что особенно опасно во время действия в стране военного положения", — поделился с «Минфином» своими опасениями старший партнер адвокатской компании «Кравец и партнеры» Ростислав Кравец.
Как это должно работать
Чтобы формировать новые отчеты и отправлять их фискалам, украинские банки и небанковские финучреждения начнут собирать о своих клиентах больше информации. Как о компаниях, так и о физлицах. Эти данные будут передавать в ГНС.
«Для людей и бизнеса на практике это будет означать дополнительное анкетирование по действующим счетам и открытии новых счетов — для определения их статуса налогового резидентства и их налоговых номеров для дальнейшего установления подотчетности и автоматического обмена информацией по таким счетам со странами-партнерами», — объяснила «Минфину» управляющий партнер юридической компании GLS Ольга Черевко.
Финансисты опросят всех клиентов, чтобы понять, кто из них имеет отношение к работе иностранных компаний, представительств, помогает администрировать заграничные трасты и координирует роботу нерезидентов в нашей стране. Будут устанавливаться бенефициарные владельцы предприятий и имеющие к ним отношение физлица.
- Первый шаг — точно выяснить, кто из клиентов имеет отношение к иностранным компаниям и лицам.
- Второй шаг — начать следить за их финансовыми операциями и регулярно докладывать о них налоговикам.
Конечно же, сами банкиры не в восторге от дополнительной нагрузки.
«Новые требования обяжут банки налаживать работу с владельцами счетов, когда банк будет обязан на своем уровне требовать от них дополнительные документы. Это выглядит, как перекладывание определенных функций на банковские учреждения. Это негативно повлияет на строящееся годами плодотворное сотрудничество с клиентами и партнерами, от которых банк будет вынужден требовать дополнительную информацию и документы для передачи контролирующему органу», — говорит директор департамента сбора и урегулирования кредитов ОТП Банка Олег Коробкин.
Новые требования по обмену финансовой информацией будут внедряться поэтапно:
- с 1 января 2023 года — финучреждения обязаны начать применять Общий стандарт отчетности CRS;
- 31 декабря 2023 года — предельная дата, к которой должна быть завершена проверка существующих счетов физических лиц с высокой стоимостью (свыше $250 тыс.);
- 31 декабря 2024 года — для счетов с низкой стоимостью (до $250 тыс.).
О чем должны будут отчитаться банки или уплатить штраф
Не докладывать о своих клиентах финансисты не смогут. Законопроект № 8131 подразумевает внедрение штрафов в отношении финучреждений, скрывающих информацию. Размеры этих штрафов будут утверждаться позже постановлениями Нацбанка.
«Если законопроект будет принят в данной редакции, то банки будут выполнять функции налогового контроля, их поставят на соответствующий учет. Они станут отчитываться перед ГНС. Будут устанавливать структуру собственности и конечных бенефициаров иностранных компаний — их клиентов и предоставлять по ним финансовую информацию. Согласно документу, первичные документы бухучета и финансовой отчетности должны будут храниться не менее 5 лет после завершения отчетного периода или ликвидации компании», — объяснил «Минфину» финансовый аналитик Василий Невмержицкий.
В автоматическом формате по отчету CRS должна предоставляться следующая информация:
- имя;
- адрес;
- налоговый ID;
- страна налогообложения;
- дата рождения;
- место рождения;
- остаток счета в конце года;
- валовая прибыль (все продажи);
- доход от процентных ставок;
- доход от дивидендов.
Проблемы украинских беженцев
С внедрением обмена финансовой информации сразу возник вопрос украинцев, которые из-за войны уехали из Украины. Многие из них уже нашли работу за границей и даже начали там свой бизнес, потому открывали счета в иностранных банках. Наша Госналогслужба наверняка еще не знает о многих из них, но благодаря новым отчетам получит достаточно сведений.
«Законопроект предусматривает обязанность банков требовать от владельцев счетов документ самостоятельной оценки статуса налогового резидентства. Владелец счета обязан сообщать банку об изменении статуса налогового резидентства и предоставлять документы и информацию по запросу банка для установления его налоговой резидентности в течение 5 рабочих дней с момента получения запроса», — рассказала Ольга Черевко.
Как только иностранные банки начнут запрашивать у украинских беженцев справки об их резидентстве, те могут не успеть получить нужные бумаги. Потому в соцсетях вовсю расходится версия о том, что новый законопроект спровоцирует активное закрытие счетов наших граждан.
«Да, такой риск существует, и зависит от того, подпадут ли счета граждан Украины под формальные признаки, предусмотренные CRS, для их проверки для целей CRS (выявление нерезидентов и сообщение о них налоговым органам страны, резидентами которой они являются). Мы понимаем, что Украина не заинтересована в этом. Но если такие формальные проверки все же потребуются, то тогда сроки, в которые клиенты должны будут предоставить документы (5 рабочих дней) объективно окажутся невыполнимыми для беженцев, а их нарушение, в свою очередь, потребует блокировки счетов и отказа от поддержания деловых отношений», — объяснил «Минфину» ситуацию банковский юрист Александр Ярецкий.
У выехавших украинцев могут возникать сложности с определением налогового резидентства: очень многие находятся за границей более полугода, но при этом их жилье или центр жизненных интересов находятся в Украине.
«Если государство, в котором у физического лица есть центр жизненных интересов, нельзя определить, или если у физического лица нет места постоянного проживания ни в одном из государств, оно считается резидентом, если находится в Украине не менее 183 дней (включая день приезда) и в течение периода или периодов налогового года.
Достаточным (но не исключительным) условием определения места нахождения центра жизненных интересов физического лица является место постоянного проживания членов его семьи или его регистрации как субъекта предпринимательской деятельности. Если невозможно определить резидентский статус физического лица, используя предыдущие положения этого подпункта, физическое лицо считается резидентом, если оно является гражданином Украины", — уточнил Ярецкий.
Впрочем, пока в отношении этого вопроса у контролирующих органов нет четких решений.
Обстоятельства могут быть разными, также, как и выводы налоговиков. При этом юристы отмечают, что достаточным основанием для определения лица резидентом является самостоятельное определение им основного места жительства на территории Украины.
Пойдет ли власть на создание проблем беженцам
Впрочем, далеко не все так пессимистично смотрят на перспективны внедрения автоматического обмена информацией.
«Не думаю, что у наших беженцев будут реальные проблемы со счетами за границей, что их начнут массово закрывать. Это нагнетание паники, надуманная проблема. Если, скажем, в той же Германии уже начали открывать счета украинцам, то вряд ли начнут пачками их закрывать из-за того, что в нашей стране приняли какой-то закон. Не верю в это. Если будут какие-то нормативные проблемы, власти их смягчат по ходу, и пойдут на уступки людям, уехавшим от войны», — заверил «Минфин» управляющий партнер адвокатского объединения «Suprema Lex» Виктор Мороз.
С чем, по мнению многих экспертов, могут быть проблемы, — это с двойным налогообложением. Причем, даже в случае работы украинцев в странах, с которыми у нашей страны есть договоры об избежании двойного налогообложения.
Например, Виктор Мороз не исключает в будущем нестыковок и даже судебных споров по части двойного налогообложения между нашей ГНС и физлицами. Слишком широкие возможности для себя выписали налоговики в законопроекте.
«Видно желание наших налоговиков внедрять непрямые методы выяснения реальных доходов украинцев. Они будут искать доходы и выведенные капиталы, чтобы насчитать на них налоги при первой возможности. Казна пуста, солдатам на передовой по 2−3 недели задерживают зарплату — поэтому ни с кем церемониться не будут. При этом не думаю, что начнут с богачей и олигархов, скорее всего, фискалы пойдут снизу вверх», — считает Мороз.
Специалисты ГНС активно привлекались к разработке документа. «Минфин» официально обратился в Государственную налоговую службу за комментарием по законопроекту № 8131, однако получил отказ до его окончательного принятия Верховной Радой. Фискалы пообещали ответить на все интересующие вопросы, когда документ вступит в силу.
В Нацбанке сообщили, что будут подавать редакционные правки перед принятием законопроекта во втором чтении.
«Национальный банк приобщался к разработке законопроекта на стадии его подготовки Министерством финансов к внесению в парламент, концептуальные замечания и предложения Национального банка учтены. НБУ готовит предложения (редакционного характера) к законопроекту для рассмотрения их Комитетом Верховной Рады», — говорится в комментарии Нацбанка для «Минфина».
Ожидается, что законопроект № 8131 будет принят в ближайшие недели.