Как изменился спрос

В течение последней недели сети АЗС фиксируют рост спроса на топливо. Это полная неожиданность, потому что рынок вошел в «мертвый» сезон.

В частности, обращает на себя внимание увеличение продаж бензина. В отличие от дизтоплива, которое в основном потребляет промышленность, это чисто автомобильное топливо для частного транспорта. Именно это, прежде всего, указывает на появление нового потребителя — генераторов.

Собственный опыт и опыт знакомых говорит о том, что, даже при умеренном использовании генератора, расход топлива сопоставим с автомобилем. Поэтому каждый генератор можно считать автомобилем в городском режиме, то есть 100−150 км/сут (из расчета до 10 л).

Но авто регистрируются, а генераторы — нет, поэтому их количество сложно оценить. А соответственно, сложно точно сказать, сколько дополнительно понадобится топлива.

При этом, даже приблизительные расчеты говорят о том, что, даже рост парка генераторов на 100 тыс. единиц в месяц и даже больше, рынок будет в состоянии обеспечить. Такие объемы были протестированы в самые трудные месяцы летом, поэтому осилим и сейчас.

Будут ли расти цены

Неожиданный спрос заставил некоторые сети повысить цены на 0,5−1 грн/л. Цель — сбить или переориентировать спрос, ведь запасов под такие продажи трейдеры не держат (да и хранить опасно, да и особо негде). Сейчас сети контрактуют дополнительные объемы, уже известно о «расконсервировании» старых и не самых выгодных контрактов с отдаленными поставщиками.

В долгосрочной перспективе фактор «генераторного» спроса не должен оказывать давления на цены. Все зависит от внешней конъюнктуры. Она сейчас достаточно напряженная, из-за ожиданий ограничения цен на российскую нефть и эмбарго на ее импорт, который вступает в силу с 5 декабря. Напомню, с 5 февраля стартует эмбарго на нефтепродукты. Вместе с тем, цена на нефть и нефтепродукты проседает, и никто не может сказать почему и сколько это продлится.

Европейцы нервничают, это заметно. Дефицита на рынке вроде бы нет, но нет и свободных партий, когда нашим импортерам было из чего выбирать и торговаться. Этот ресурсный дискомфорт уже проявился в повышении тарифов на транспортировку по морю, а также пока незначительным ростом спекулятивных наценок зарубежными трейдерами.

Читайте также: Сколько продержится мобильная сеть в случае блекаута — президент Киевстар

Но, опять же, мы это все уже проходили весной. Сейчас на нашей стороне низкий сезонный спрос в Европе, новосозданная система нефтепродуктообеспечения, в три раза больший парк бензовозов и полностью мобилизованный рынок (все работают на своих местах). А главное — мы все стали сильнее.