Отключение электроэнергии — внештатная ситуация. Но, как заверили «Минфин» в пресс-службе НБУ, у финучреждений на этот случай есть заранее разработанный план «Б».
«Мы непрерывно осуществляем оценку текущей ситуации на предмет потенциальных рисков, чтобы своевременно реагировать необходимыми инструментами», — говорят в НБУ.
Банки, в свою очередь, тоже обещают, несмотря ни на что, продолжать работу и оказывать услуги. Хотя и не исключают, что проблемы могут быть.
«Со стороны банка все банковские операции будут проводиться вовремя, 24/7. Но, в случае полного обесточивания городов, возможны перебои с работой банкоматов, расположенных за пределами отделений банка и подключенных к электрическим сетям других зданий. В таком случае, работоспособность банкоматов будет зависеть от работы коммунальных служб города», — говорит заместитель председателя правления ПУМБ Наталья Косенко.
В Райффайзен Банке также отмечают, что предоставление ряда услуг зависит от партнеров. А именно от провайдеров телекоммуникационных услуг, процессингового центра, системы национальных платежей.
«Наш анализ показывает, что степень их готовности к блекауту и гарантированное время работы отличаются, но в целом отвечают требованиям и условиям уровня услуг, которые обязательно определяются в соответствующих договорах с банком», — сообщили в банке.
Но это лишь половина правды.
Читайте также: В Украине вводятся экстренные отключения электроэнергии из-за массированных обстрелов
К чему готовиться клиентам и персоналу банков
Даже плановые отключения света не проходят бесследно ни для банков, ни для их клиентов. Не говоря уже о случаях массовых ракетных обстрелов, когда враг уничтожает критическую инфраструктуру.
Во-первых, перед банками возникают технические проблемы, то есть те, которые связаны с технологическим процессом работы банков и их отделений. В частности, Анатолий Дробязко, член Украинского общества финансовых аналитиков, заведующий отделом финансовых рынков ГННУ «Академия финансового управления», выделил следующие:
Проблемы с серверами. Как следствие, возникает зависание систем, что создает препятствия в обслуживании рабочих мест кассиров и операционистов.
«В соответствии с требованиями автоматически включается резервное питание, и потеря информации не должна происходить, но проблемы с обслуживанием клиентов могут возникать», — говорит Анатолий Дробязко.
Безопасность. Для служб безопасности повышается уровень «бдительности». Возникают дополнительные условия для защиты кассовых хранилищ, электронных ключей доступа к разным дверям.
Дополнительные требования к персоналу. Персонал банка из-за воздушных тревог обременен обязательствами выводить клиентов из кассовых и операционных залов. Ситуация усугубляется, когда такие моменты накладываются на отключение электроэнергии.
Взаимодействие с НБУ. Существенно усложняется работа сотрудников бэк- и миддл-офисов, в связи со сроками подачи информации регулятору.
Сохранение информации. Банкам разрешено хранить информацию в «облаках», но это гораздо дороже в обслуживании, чем на собственных серверах.
Отключение электроэнергии напрямую касается и клиентов банков, которые из-за этого сталкиваются со сложностями в проведении финансовых операций. К тому же, для клиентов финучреждений, у которых нет систем по поддержке питания, есть вероятность возникновения проблем с сохранением информации.
Для самих же банков едва ли не самое худшее, что блекауты способны существенно ухудшить их финансовое положение. Как объяснил «Минфину» финансовый аналитик Василий Невмержицкий, перебои в поставках электроэнергии приостанавливают или полностью останавливают работу бизнеса, в частности, и предприятий, у которых есть кредиты в банках. Соответственно, вероятность невозврата займов вырастает в разы.
При этом, расходы финучреждений только увеличиваются. Вопросы с отсутствием электричества банки решают, обеспечивая отделения и отдельных сотрудников генераторами, упсами и другими устройствами питания. Все это требует дополнительного крупного финансирования.
«Сам рабочий процесс в банках тоже удорожается, поэтому, по логике вещей, стоимость предоставления услуг в банках нужно увеличивать. Но пойдут ли банки на это — это уже другой вопрос», — рассуждает Василий Невмержицкий.
По его мнению, самый оптимальный выход для финучреждений — переход на мобильные приложения и дистанционное обслуживание клиентов. Но это не отменит того, что финучреждениям придется переходить на режим жесткой экономии и рассматривать пути уменьшения расходов. Соответственно, возникнет вопрос с оптимизацией количества отделений, их площади, а также количества людей.
Читайте также: Как Минцифры обеспечит Украину интернетом во время блекаутов
Что делают банки
Впрочем, многие банки отмечают, что внедряли меры по энергосбережению и энергоэффективности еще до отключений. Среди наиболее распространенных — перевод сотрудников на дистанционный формат работы, использование энергосберегающих приборов и оборудования, оптимизация отапливаемой площади офисных помещений, оснащение даты центров солнечными батареями
Кроме того, идет усиленная проверка всех систем и сервисов и подготовка к обеспечению работы в условиях отсутствия света.
«Благодаря независимым ЦОДам (центры обработки данных — „Минфин“), у ПУМБ нет проблем с работой дистанционных каналов обслуживания, таких как приложение ПУМБ Online и онлайн-банкинг. Также не будет проблем с работоспособностью отделений и банкоматов, подключенных к банковским дизель-генераторам», — отмечает Наталия Косенко.
Не ожидают сбоев в работе и в Ощадбанке. В пресс-службе учреждения отмечают, что банк заблаговременно проводит мероприятия на случай перебоев с электричеством, а также дополнительно закупает генераторы тока и прочее.
Кстати, о наличии антикризисного плана на случай отключения света заявили в каждом банке.
«Блекаут или длительное отсутствие электроснабжения являются одной из основных угроз, которая влияет на риск непрерывной операционной деятельности банка. Поэтому, безусловно, банк разработал обновляемые сценарии реагирования на это возможное событие, в зависимости от различных факторов», — говорят в Райффайзен Банке.
По информации банка, уже приняты меры по обеспечению работы резервными источниками электропитания определенных офисных помещений, наземной ІТ-инфраструктуры.
Кроме того, банк перенес дата-центр в облако, а значит, уверяют в Райфе, риск недоступности критических систем банка, в том числе систем дистанционного банковского обслуживания вследствие наступления блекаута, уменьшен. По данным банка, в облаке уже более 3-х месяцев обрабатывается 100% клиентских транзакций.
«Процессинговый центр, который обрабатывает карточные транзакции, в частности, при обналичивании в банкоматах, также гарантированно обеспечит функционирование в случае блекаута», — добавляют в банке.
В пресс-службе Таскомбанка заверили, что «вопрос внезапного отключения электроэнергии является одной из неотъемлемых составляющих BCP-плана (план обеспечения непрерывности бизнеса — „Минфин“) банка, который регулярно актуализируется и при необходимости дополняется».
По сообщению пресс-службы, с первых дней войны банк приступил к внедрению в рабочий процесс облачных сервисов. Этот переход завершился в начале июля.
У банка есть независимый зарезервированный выход к «облаку», он перестроил архитектуру каналов связи, обеспечив доступ работников банка к необходимым системам без привязки к их местонахождению. «Благодаря этому остается непрерывным и доступ клиентов к онлайн-банкингу.
Банк снабжен независимыми вводами электропитания, а также резервным источником. Он при необходимости включается автоматически — соответствующее тестирование проводится ежеквартально.
Длительное отключение электроэнергии не скажется на пользовании банковскими сервисами — бесперебойная работа информационных систем позволит клиентам выполнять операции в привычном режиме", — уверяют в пресс-службе Таскомбанка.
К энергокризису подготовился также и Креди Агриколь. «В случае отключения электроэнергии, банк может обеспечить работу критических систем,
По ее словам, банк проводит стресс-тестирование, у него есть четкий план взаимодействия и ответственные лица по всем направлениям, что позволяет быстро реагировать на отключения, в короткие сроки восстанавливать работоспособность систем и быть готовыми к непредсказуемым ситуациям.
Банк создал 3-й центр обработки данных в облаке с полным резервным копированием своих данных. Это обеспечивает постоянный доступ к финансовым услугам при серьезных последствиях войны.
Банк Пивденный, судя по словам директора по рискам — главного риск-менеджера банка Виктории Скоч, также готов работать в условиях отсутствия света. По ее словам, банк провел стресс-тестирование в энергетической инфраструктуре — отключение энергопитания или интернета в отдельных регионах.
«Модель тестирования предусматривала обеспечение выполнения платежей клиентов банка — юридических и физических лиц», — объяснила Виктория Скоч.
После проведения стресс-теста банк разработал план мероприятий по обеспечению функционирования онлайн-банкинга и осуществлению операций клиентами «при реализации рисков в энергетической сфере».
Кроме того, банк «Пивденный» определил группу работников банка, которые обеспечивают выполнение критических процессов, возможность подключения к системам банка из других регионов и мобильность релокации этих сотрудников.
Самые лаконичные ответы по поводу возможного блекаута предоставили Приват и А-Банк. По словам пресс-службы Приватбанка, переход сервисов в облако за границей позволит обеспечить работу Приват24 и всех систем даже при отсутствии электричества.
А-Банк сообщил, что «у центральных систем банка есть аварийная поддержка, которая обеспечит непрерывную работу процессингового центра и мобильного банкинга ABank24. Что же касается выдачи наличных денег, то эта услуга ориентирована на сеть банкоматов и через кассы магазинов.
Читайте также: Как Украина противодействует уничтожению энергосистемы и чем ей может помочь Запад