Ситуация полностью противоположна «электрической», хоть и со своими нюансами.

Достаточно ли топлива

Ресурсов полностью хватает. Даже есть определенный профицит, образовавшийся из-за динамического импорта накануне недавнего возобновления акциза. Поэтому всплеск продаж на АЗС 10 октября порадовал рынок.

В целом страна успешно прошла сезонный пик потребления, который оказался удивительно спокойным. Таким образом, тестирование прошла новая система нефтепродуктообеспечения, построенная буквально за 3−4 месяца взамен уничтоженным 100% довоенным источникам поставки. Сейчас есть не только новая диверсификация импорта через западную границу, но и принципиально иная логистическая структура.

Например, более 40% топлива поступает в бензовозах, в то время как до войны так почти не возили. Остальное идет по железной дороге через множество переходов. Именно жизнь заставила создать такую гибкую и разветвленную систему снабжения. Это наша первая крупная «энергетическая» победа в этой войне.

Что будет с ценами

Сентябрьские запасы стабилизировали цены, но это может оказаться ненадолго. На прошлой неделе крупнейшие нефтедобывающие страны мира договорились о сокращении добычи. Результат на табло: если в конце сентября цена на нефть была $85/барр., то сейчас — $97. Дизтопливо за этот период прибавило $200 дол. (6 грн/л). В то же время, бензин прибавил всего $80.

Свежие партии ДТ заходят уже по 50 грн/л. Если везти в центр или на восток, это уже 53 грн/л. Пока октябрьская цена миксуется с сентябрьскими запасами по 45−46 грн/л, но вечно так не будет. Удержать цены на колонках с такой себестоимостью будет сложно (сегодня это 52−57 грн/л). А вот для бензинов — вполне реально.

Кого поблагодарить? Тех, кого и всегда! Западная пресса пишет, что решение ОПЕК+ продавили саудиты с кацапами. Она видит в этом желание шатнуть только что успокоившиеся цены на топливо в США накануне ноябрьских выборов в сенат. Недовольство должно подорвать рейтинги демократов во главе с Байденом.

Читайте также: К зиме бензин снова подорожает: на сколько на этот раз

Что будет с зимним дизтопливом

На повестку дня вышел вопрос зимнего ДТ. Подумать есть над чем. У северной части Европы те же климатические условия, что и в Украине, поэтому продукт зимнего качества будет. В нашем случае речь идет о таких поставщиках, как Польша, Литва, Германия.

Сложнее с югом, откуда мы везем почти половину объемов дизтоплива. Ну, не делают в Греции зимнюю марку!

Но ведь мы украинцы! Трейдеры уже начали эксперименты с добавлением морозостойких присадок, говорят, есть еще над чем поработать. Кроме того, в переговорах с производителями наши предлагают воспользоваться старым дедовским методом — добавлять в состав ДТ авиакеросин. Это для НПЗ может быть интересно, потому что авиатопливо пока дешевле дизельного.

Идут переговоры и по арктической марке (температура застывания -32 градуса, обычная марка — до 20 градусов мороза). Из позитива — предложения есть. Но вот цены на «арктику» загибают безбожные, на $150−200/т выше, чем на зимнюю марку.

Читайте также: Нефть дорожает: какие нефтегазовые компании добавить в портфель

Выводы

Первый и самый главный — топливо будет. Второй — цена будет рыночной, спрогнозировать ее невозможно, особенно учитывая вызовы времени. Главные из них — эмбарго на импорт российской нефти в Европу с 5 декабря, нефтепродуктов — с 5 февраля.

Европейцы нервничают, боятся, но руки делают. На юге Европы проблем вообще не видят, потому что там ближе к азиатским и арабским поставкам, на севере немного тревожнее, но опять же вопрос только в цене нероссийского импорта.