►Подписывайтесь на «Минфин» в Instagram: главные новости об инвестициях и финансах

Что известно

Также представители украинского бизнеса призывают увеличить количество проверок судов с украинской сельскохозяйственной продукцией в сутки.

Представители ЕБА отметили важную поддержку Украины со стороны ООН и Турции по возобновлению экспорта украинского зерна через порты Черного моря в рамках «зерновой инициативы».

«Разблокировка украинских портов способствовала улучшению гуманитарной ситуации в Африке и Азии, а также противодействию дефициту продовольствия в мире и снижению цен на зерно», — добавили в Ассоциации.

По состоянию на 6 октября 2022 года «зерновым коридором» уже отгружено более 280 судов из более 6 млн тонн сельскохозяйственной продукции на борту в страны Азии, Африки и Европы. Это, по мнению ЕБА, свидетельствует о том, что представители бизнеса доверяют Зерновой инициативе и готовы увеличивать объемы перевалки грузов.

Читайте: В сентябре аграрии экспортировали рекордный объем продовольствия с начала войны

Но уже к началу октября бизнес видит некоторые логистические трудности, препятствующие украинскому экспорту аграрной продукции. В частности, количество проверок судов с украинской аграрной продукцией уже уменьшилось до 15 в сутки.

«Это значит, что у черноморских портов «Большой Одессы» (Одессы, Черноморск и Южный) вдвое сократится загруженность, а время простоя судов увеличится. Судовладельцы и экспортеры зерна понесут серьезные затраты из-за задержек судов. Как следствие, вырастут цены на украинское зерно.

Поэтому по мнению зернового бизнес-сообщества ЕБА, чтобы избежать большого скопления судов, необходимо проводить не менее 25 проверок в сутки.

Также есть обеспокоенность, что при существующей задержке с проверками Совместного координационного центра многие суда могут застрять в Босфоре в ожидании этой проверки, которая может вообще не состояться, если зерновая инициатива не будет продлена.

Также для эффективного преодоления продовольственного кризиса бизнесмены предлагают расширить географию «зерновой инициативы», а именно включить в нее «зерновые ворота» Украины — Николаевский морской портовый узел.

Напомним

1 августа впервые за более пяти месяцев из порта «Одесса» вышло судно, загруженное украинским продовольствием.

Как писал ранее «Минфин», Украина, Турция и ООН подписали соглашение об экспорте зерна 22 июля. Документ предусматривает безопасное прохождение зерновозов в и из украинских портов во время войны. Ключевая роль в обеспечении безопасности отведена Анкаре.

Соглашение предусматривает, что Украина полностью контролирует порты «Одесса», «Черноморск» и «Южный». Нахождение в этих портах других судов кроме тех, которые должны обеспечивать экспорт зерна и связанных с ним пищевых продуктов и удобрений, не предусматривается.

Документ не предусматривает ослабления санкций в отношении России. А также ни одного транспортного сопровождения русскими кораблями украинских судов.