Какая ситуация сейчас

В этом году в подготовке к отопительному сезону самым главным вызовом является не ограниченность энергоресурсов, а постоянные риски повреждения, а то и вообще — уничтожение критических объектов энергетической инфраструктуры.

За время активной фазы военных действий общее потребление электроэнергии, по данным НЭК «Укрэнерго», уменьшилось на 33%, потребление промышленности — на 63%, населения — на 24%.

В прошлом году у нас была пиковая нагрузка 25 000 МВт, в этом году экономика так и не перешла на военные рельсы, крупнейшие энергоемкие производства уничтожены или не работают, поэтому зимний максимум ожидается на уровне 18 000 МВт.

Поэтому можно спрогнозировать два варианта развития — базовый и пессимистический. Соответственно, есть два проекта балансов электроэнергии ОЭС Украины.

Читайте также: Пол Кругман: почему у Украины все неплохо и что ей нужно

Какие генерации у нас есть для покрытия

Будем исходить из того, что линия фронта к началу зимнего отопительного периода (ОЗП) существенно не изменится.

В результате, потери контроля над территориями пока не работают (или работают в российской синхронной зоне) — Каховская ГЭС (335 МВт), Запорожская ТЭС (2 850 МВт), Углегорская ТЭС (3 600 МВт), Луганская ТЭС (1 220 МВт), Славянская ТЭС (880 МВт).

Кроме этого, утрачен доступ к значительной доле ВИЭ, которые в прошлом году обеспечили 13% всего производства электроэнергии. 67% установленной мощности ветровых электростанций размещены на территории Запорожской и Херсонской областей.

Запорожская АЭС стоит, а недавно работала в энергосистеме Украины двумя блоками (не более 1 400 МВт). По-хорошему, мы не должны рассчитывать на ее генерацию в ОЗП, учитывая обстоятельства, происходящие вокруг объекта, — пусть это будет нашим бонусом.

По состоянию на середину сентября у нас есть общее отклонение от прогнозируемого баланса на уровне 3,2%. Самая критическая ситуация по ТЭС — мы недовыполняем 40,6% прогнозируемого баланса. По атомной и гидрогенерациям превышаем прогнозируемый баланс на 17,7% и 42,4% соответственно.

Следовательно, если раньше более трети баланса обеспечивали топливно-сырьевые генерации, то на сегодняшний день мы можем говорить о доминировании атомной и гидрогенерации, но и здесь с определенными оговорками.

Мы потеряли значительную часть маневренных мощностей. Проблему усугубляет остановка работы крупных промышленных объектов, что делает график еще более неравномерным. А потребление — главный фактор, определяющий работу энергосистемы.

На сегодняшний день у нас резкое сокращение потребления в восточных регионах. С другой стороны — в западных регионах потребление выросло, но в значительно меньшем процентном отношении, потому что оно не покрывается промышленными масштабами.

Читайте также: Бюджет-2023: самый плохой сценарий уже учтен

Самые главные вызовы, которые есть у генераций на сегодняшний день

Атомная генерация

Установленная мощность атомной генерации составляет 13 850 МВт, на август у нас была текущая мощность в 7 524 МВт.

Из 6-ти блоков ЗАЭС в энергосистеме Украины работало всего два. Для оптимального прогноза нужно вообще не принимать во внимание ЗАЭС, потому что оккупанты упорно пытаются либо переподключить ее на Крым, либо помешать ее работе в энергосистеме Украины. Поэтому есть вероятность, что мы вообще можем ее потерять, — это минус 6 000 МВт базовой мощности.

К началу отопительного сезона, из-за проблемы в цилиндре высокого давления, не заработает на полную мощность блок № 2 Хмельницкой АЭС — это еще минус минимум 300 (а возможно, 1000) МВт.

Провал в атомной генерации будет значительным, а это значит, что мы должны усилиться другими генерациями. Есть ли у нас чем заменить наши АЭС?

Угольная генерация

Минимум 2,5 млн тонн — столько угля должно быть накоплено на складах к началу ОЗП. Эти потребности планируется обеспечить благодаря внутренней добыче. Для этого экспорт твердого топлива также решили запретить.

По состоянию на середину сентября запасы угля составляют 2,2 млн тонн, с учетом поставок и расходов, среднемесячный запас угля будет оставаться на уровне 2 млн тонн.

Уголя в этом году нам должно хватить.

Газовая генерация

Для оптимального прохождения ОЗП нам нужно около 19 млрд куб. м природного газа. При этом, из указанных объемов около 2,5 млрд куб. м природного газа должно быть зарезервировано для нужд электрогенерации.

Объемы добычи природного газа в течение ОЗП составляют около 6 млрд куб. м, а остальные — 13 млрд куб. м — должны быть доступны за счет отбора газа из подземных хранилищ (ПХГ).

Для возможности отбора из ПХГ в течение ОЗП этих 13 млрд куб. м, общий объем запасов газа в ПХГ к началу отопительного сезона должен составлять не менее 18 млрд куб. м (учитывая около 4,7 млрд куб. м «буферного» природного газа).

Но уже на сегодняшний день понятно, что НАК «Нафтогаз Украины», несмотря на определенные для него задачи, не сможет накопить надлежащие запасы природного газа в ПХГ.

По состоянию на начало сентября запасы газа в ПХГ составляли около 13,3 млрд куб. м. С такими темпами закачки на начало отопительного периода в ПХГ может быть накоплено менее 15 млрд куб. м, из которых активного газа будет не больше 10 млрд куб. м, вместо необходимых 13 млрд куб. м.

То есть «отставание» от графика накопления газа в ПХГ составляет около 3 млрд куб. м.

Такое отставание, не в последнюю очередь, обусловлено «играми» главы правления НАК «Нафтогаз Украины» Юрия Витренко вокруг выплат по еврооблигациям — накопление и вывод за пределы Украины значительных сумм в швейцарскую «дочку» «Нафтогаза».

Как следствие, «Нафтогаз» не выкупил газ собственной добычи у частных компаний, которым, с целью пополнения ПХГ, был запрещен экспорт.

Получив запрет на экспорт с одной стороны и не имея возможности продавать газ для НАК «Нафтогаз Украины», частные газодобывающие предприятия вынужденно сократили объемы добычи. Как следствие, эти объемы не поступили в ПХГ для нужд ОЗП.

Кроме этого, ничего по сути не было сделано для того, чтобы договориться с нашими европейскими партнерами о дополнительной закачке газа в украинские ПХГ нерезидентами.

Наличие таких объемов газа от нерезидентов позволяло бы удерживать надлежащие технологические давления газа при пиковых отборах газа из ПХГ и что самое главное — возможность в дальнейшем, в течение ОЗП проводить замещение газа с ПХГ текущими поставками американского (или другого) сжиженного газа в терминалы Европы, даже в условиях отсутствия транзита российского газа.

Вся надежда господина Витренко на получение около $6 млрд международной помощи пока ничем не закончилась.

Как следствие, накануне ОЗП Украина остается энергетически уязвимой, по крайней мере, относительно потребностей в природном газе для электрогенерации.

Зимой кому-то придется принимать тяжелые решения, куда направлять газ — для обогрева населения или для электрогенерации и поддержания баланса, и недопущения развала энергосистемы Украины.

Гидрогенерация

В этом году у нас неоднозначная ситуация в гидроэнергетике относительно среднесуточного притока воды.

У Днепровского каскада водохранилищ приток почти в норме, а вот у Днестровского водохранилища он уменьшился более чем в три раза, по сравнению со средними показателями за последние 40 лет (64 м³/с, то есть 30% от месячной нормы), и для обеспечения санитарных нужд Днестровское водохранилище с мая уже сработало на 4 м.

Скорее всего, ПАО «Укргидроэнерго» все же выполнит свои плановые показатели по генерации электроэнергии, а в случае дефицита мощности в энергосистеме Украины необходимо будет принимать решение о сверхурочном срабатывании Кременчугского водохранилища, которое дополнительно может принести до 1 млрд кВт*ч электроэнергии.

Читайте также: Как арестованные средства коррупционеров работают в пользу государства

Какие еще угрозы существуют

Самую большую угрозу в этом году несет не нехватка ресурсов, а угроза массированного ракетного удара по критической энергетической инфраструктуре.

Например, 11 сентября россияне предприняли первую такую попытку — в результате ракетного удара по двум тепловым электростанциям и трем магистральным подстанциям энергосистема потеряла 2 863 МВА трансформаторной мощности, что привело к отключению до 1 200 МВт нагрузки потребителей.

В зависимости от количества и значимости поврежденных подстанций, возможны различные сценарии в Объединенной энергетической системе Украины:

  • Сценарий (А): отсутствие значимого влияния на способности генерации и способность обеспечения спроса;
  • Сценарий (Б): образование узких мест в энергосистеме; сокращение возможностей электростанций выдавать мощность, но все же полное обеспечение потребителей электроэнергией;
  • Сценарий (В): «распад» энергосистемы на отдельные сбалансированные энергорайоны, при этом часть территорий может оказаться без электроэнергии;
  • Сценарий (Г): полное прекращение энергоснабжения практически по всей стране, или вообще полный блекаут энергосистемы.

Энергосистема построена таким образом, что в случае повреждения одной-двух подстанций ничего критического не произойдет — плотная паутина распределительных сетей изменит потокораспределение и заживит поврежденные места.

Если же подстанций будет уничтожено одномоментно больше половины, система начнет делить сеть на энергетические островки, которые будут автоматически сами себя балансировать.

Если потребление будет превышать генерацию — частота «просядет», и система начнет «убирать» лишнюю нагрузку, иными словами, просто отключать потребителей от электросети.

Все эти технические особенности подтверждают стойкость и надежность украинской энергосистемы. Однако, высокая аварийность ТЭС в ОЗП прошлых периодов указывает на систематическую неготовность генерирующего оборудования и персонала к прохождению ОЗП, несмотря на положительные выводы контролирующих органов.

Кроме того, систематическая недостаточность как основного, так и резервного топлива, преимущественно на ТЭС государственной формы собственности, указывает на критические организационные и управленческие проблемы в работе станций.

Также, ни на одном из блоков за последние годы не проводились капитальные ремонты. Как правило, в период ОЗП систематически выпадает из работы около 1000 МВт мощности (3−5 энергоблоков). Это приведет к значительному дефициту мощности в энергосистеме, необходимости активации аварийной помощи из стран ЕС или ограничению потребителей.

Читайте также: 42% украинцев строго планируют покупки: как война изменила наших потребителей

Каким должен быть план действий

Следовательно, нам нужен комплекс организационных мер, направленный на защиту ключевых энергоузлов. Нам нужен гибкий многосценарный план, и министр энергетики военного времени с круглосуточным штабом и возможностью принятия решений 24/7, коммуникации на постоянной основе с командованием Вооруженных Сил Украины, и безусловный профессионализм и опыт, потому что времени учиться на ошибках нет.

Мы значительно уступаем врагу по объему ресурсов, и выиграть можем только за счет эффективности — как это демонстрируют наши военные!

Поэтому мы должны быть достойны их ежедневного подвига, а для этого нужны смелые и беспрецедентные решения. Нам нужны люди, которые не побоятся прыгнуть за флажки ретроградных теорий и взять на себя ответственность.

Комплекс первоочередных мер по реагированию на угрозы должен выглядеть примерно так:

  1. Провести заседание СНБО по вопросам прохождения осенне-зимнего периода и защиты критической энергетической инфраструктуры. На этом заседании Минэнерго и НЭК «Укрэнерго» должны представить сценарии А, Б, В, Г работы энергосистемы при различных вариантах атаки агрессора по объектам Объединенной энергосистемы Украины (ОЭС Украины) и сценарии реагирования.
  2. Обеспечить координацию Минэнерго, НЭК «Укрэнерго» и Военно-воздушных сил для определения новой логики размещения средств ПВО и ПРО для надежной защиты критических объектов ОЭС Украины.
  3. На основании анализа маршрутов крылатых ракет, в кратчайшие сроки изучить возможности и реализовать там, где это целесообразно, меры по инженерной защите электрических подстанций (строительство бетонных защитных конструкций для защиты от обломков в случае ударов ракет).
  4. Обеспечить создание резерва запасного оборудования для электрических подстанций (на территории Польши или других стран) на случай уничтожения/повреждения их вражескими военными средствами и необходимости их быстрого замещения.
  5. Ввести постоянный контроль и мониторинг состояния оборудования электростанций и качества проведения ремонтных кампаний на начало ОЗП.
  6. Провести моделирование нештатных ситуаций и ответов на них в случае кибер- и физических атак на энергетические объекты в ОЗП.