Прагматический сценарий развития событий
Основной вывод состоит в том, что это достаточно прагматичный, вероятно, единственно возможный вариант бюджета, который можно было представить на рассмотрение парламента.
Фактически, Минфин говорит обществу, что мы не знаем, как долго будет длиться война, возможно весь следующий год, поэтому учли в проекте бюджета самый плохой сценарий развития событий.
Ожидаемый в следующем году экономический рост в размере 4,6% прироста ВВП, очевидно, рассчитан именно на это. Поэтому в планировании доходов и расходов бюджета на следующий год лучше исходить из пессимистического и прагматичного сценария, чем смотреть на мир сквозь розовые очки.
После победы, до завершения следующего года, темпы прироста ВВП могут быть больше, причем существенно, ведь ожидаемое сокращение украинской экономики в размере 33% в этом году из-за войны позволяет рассчитывать на эффект не менее быстрого «роста из ямы».
Напомню, что в результате глобальной Великой рецессии 2007−2008 года украинская экономика упала в 2009 году почти на 15%, однако уже в следующем году возобновляемый рост был на уровне 4,1%.
Очевидно, что после победы состояние экономики и частных финансов способно быстро улучшиться, а вместе с ним по цепному эффекту и доходы государственного бюджета свыше тех показателей, которые заложены в представленном законопроекте.
Именно поэтому не нужно посыпать голову пеплом, глядя на безумный, при мирных обстоятельствах, дефицит бюджета в размере почти 1,279 трлн. Он составляет 20% прогнозируемого на следующий год ВВП.
Читайте также: Сергей Николайчук: «Риски для гривны остаются существенными»
Об источниках финансирования бюджета
Финансировать этот дефицит Минфин рассчитывает в абсолютном большинстве за счет внешних заимствований, очевидно, не очень рассчитывая при этом на внутренний рынок и, прежде всего, банковский сектор, где планируют привлечь для финансирования дефицита бюджета лишь 90 млрд грн с прогнозируемой средней ставкой 16,8%.
В пределах страны свободного финансового ресурса не так много, особенно на руках у населения, а ставки для стимулирования спроса резидентов должны быть немалыми по относительно краткосрочным инструментам.
Как известно, дополнительные ограничения накладывают параметры монетарной политики НБУ и ожидаемая инфляция в размере 30%. Исходя из этих обстоятельств, выбор разработчиками сметы сделан рациональный, поскольку вполне логичный.
Кроме задекларированных параметров дефицита и источников его финансирования, очевидно, существуют определенные предварительные договоренности с международными партнерами по коалиции по покупке облигаций внешнего государственного займа Украины в следующем году.
Всего, за счет внешних заимствований, согласно информации, представленной в приложениях к проекту бюджета, планируется привлечь 1,426 трлн грн по средней ставке 3%. Распределение заимствований должно происходить из трех основных источников: МВФ — 633 млрд грн, правительство США и другие корпоративные кредиторы — 576 млрд грн, страны ЕС — 217 млрд грн.
О государственном долге
Конечно, при такой политике в следующем году существенно вырастет государственный долг. Однако, его предельный объем в размере 100% ВВП по состоянию на конец следующего года, по моему мнению, не является угрозой или критическим пределом для страны, которая переживает беду самой большой в мире войны за последние десятки лет.
Из хороших новостей можно заметить, что при таком соотношении источников финансирования и стоимости ресурсов, государственный долг в течение следующего года Минфин сможет реструктуризировать в более долгосрочные и дешевые долговые инструменты.
Напомню, что в 2021 году расходы на обслуживание государственного долга составляли 3,4% ВВП, что было достаточно значительным бременем для бюджета страны. Это при том, что предельный объем долга составлял менее 50% ВВП.
Удешевление долга будет происходить благодаря тому, что 14 сентября министр финансов Украины Сергей Марченко подписал Меморандум о взаимопонимании по приостановлению выплат по государственному и гарантированному государством долгу с группой официальных кредиторов Украины из стран G7 и Парижского клуба.
Соглашение было заключено как продолжение объявленного 20 июля группой официальных кредиторов Украины намерения приостановить выплаты основной суммы и процентов по двусторонним долгам с 1 августа 2022 года до конца 2023 года с возможностью продления приостановки на дополнительный год. Это все, несомненно, хорошие новости для Украины и бюджета страны.
Читайте также: Как война повлияла на платежный баланс Украины
О доходах госбюджета
Понятно, что доходная часть государственного бюджета написана на старой налоговой базе, что само собой можно считать положительным сигналом экономическим агентам.
Экономика, по понятным причинам, находится в пределах стагфляции, поэтому сохранение статус-кво налоговой нагрузки на довоенном уровне должно формировать положительные ожидания у субъектов хозяйствования и потребителей.
По оценкам экспертов, общее значение налогового коэффициента может снизиться до 34−35% ВВП в следующем году с 38,3% в прошлом.
Налоги в пользу государства
В разрезе основных, фискально значимых, налогов, стоит отметить, что заложенные плановые показатели являются реалистичными и должны быть выполнены, — особенно это касается косвенных налогов, НДС (596,3 млрд грн в сводный бюджет) и акциза (142,7 млрд грн соответственно).
Ведь большая часть доходов от этих налогов, во-первых, взимается с импортных товаров и услуг, а во-вторых, двусмысленная инфляция способствует дополнительным доходам бюджета.
Так, собственно, было в прошлом году, когда очередное перевыполнение плановых показателей было обусловлено ростом инфляции до 10%. Инфляция на уровне 30% однозначно должна положительно отразиться на доходах бюджета.
Если сравнивать с показателями налоговых поступлений 2021 года, имеем, за редким исключением, уменьшение поступлений фактически по всем налоговым позициям, что, в принципе, пропорционально уменьшению основных баз налогообложения.
В частности, конечного потребления и доходов населения, вследствие отъезда за границу значительной части населения, а также роста уровня безработицы в стране фактически в три раза, по сравнению с предыдущим годом, а именно до 28% (!), и доходов предприятий из-за убытков, которые возникли вследствие прямых потерь, разрушения основных фондов и инфраструктуры, приостановки или существенного уменьшения хозяйственной деятельности
В следующем году только по акцизному налогу на табак и табачные изделия будет увеличена специфическая ставка акциза на 20%.
Благодаря этому ожидается рост объемов налоговых поступлений в государственный бюджет от импорта этой продукции в два раза, по сравнению с текущим и предыдущим годом, — до уровня 24,6 млрд грн.
Но достичь этого можно будет только благодаря тому, если правительство будет проводить эффективную политику противодействия нелегальному производству и торговле табачной продукцией.
Поступления от уплаты налога на доходы физических лиц в сводный бюджет должны составить 353,9 млрд грн, из которых 129,1 млрд получит государственный бюджет, а 224,8 млрд грн — местные.
Прибыль государственных предприятий
Среди неналоговых поступлений важной статьей доходов государственного бюджета всегда являлись поступления в виде части прибыли государственных предприятий, которая перечисляется в бюджет.
Глядя на текущие тенденции, следует согласиться с теми экспертами, которые отмечают, что уменьшение поступлений по этой статье естественно, ведь вся отечественная экономика переживает не лучшие времена, а субъекты хозяйствования, независимо от формы собственности, несут существенные текущие убытки.
Собственно, именно этим объясняется значительное сокращение доходов государственного бюджета от уплаты налога на прибыль в проекте следующего года. По этой статье налоговых поступлений отмечено получение 132 млрд грн, что на 38 млрд меньше, чем запланировано в бюджете на текущий год.
Не стоит также забывать, что в первом полугодии текущего года весомым источником наполнения бюджета стали именно государственные предприятия, которые иногда заранее перечисляли в бюджет существенные финансовые ресурсы.
В довоенном варианте бюджета текущего года было запланировано получить поступления в виде части чистой прибыли, дивидендов государственных и коммунальных предприятий в размере 48,5 млрд грн. За первые два квартала уже получено 44,7 млрд грн, а до конца года планируется выйти на цифру 112,9 млрд грн.
Поступления в государственный бюджет от Национального банка на следующий год запланированы на уровне 19,3 млрд грн, что всего на 500 млн грн больше, чем уже получено в текущем году.
Итак, несмотря на трагически сложное время, Министерством финансов Украины был представлен достаточно качественный, обоснованный и вполне реалистичный проект главной сметы страны.
Успешность его выполнения по доходам зависит от многих факторов, но самым главным из них являются победоносные успехи Вооруженных сил Украины.
Читайте также: Пол Кругман: почему у Украины все неплохо и что ей нужно