«Экономика начинает работать, больше людей начинают получать доходы. Соответственно, возникает ожидание определенных будущих приобретений, трат, и люди более активно кредитуются, более активно проводят транзакции. Для банков это идеальная ситуация, когда они могут проявить себя в полной мере. Я думаю, все участники рынка уже готовы к обновлению, с ликвидностью в банковской системе полный порядок» — отметил банкир. «Многие люди возвращаются, и мы ожидаем более активного осеннего сезона».
По словам Артура Муравицкого, сейчас основной спрос на кредитование еще не сформирован, ведь многие клиенты пытались за счет новых кредитов выполнить свои обязательства в других банках. Следовательно, первую динамику возобновления кредитования можно будет увидеть в конце октября — начале ноября. Вместе с тем, общая ситуация с просроченными кредитами значительно лучше, чем могла быть именно благодаря кредитным каникулам и программам реструктуризации задолженностей.
«Мы смогли предоставить клиентам возможность восстановить свои переехавшие доходы — сделать релокацию, найти работу, получить новые источники для доходов, соответственно, найти возможности для плавного вхождения в новый график погашения кредитов», — рассказал заместитель председателя правления Таскомбанка. «Мы видим, что это тоже очень необходимая вещь, потому что 20% клиентов воспользовались этими программами».
Также банкир анонсировал вторую волну реструктуризации задолженностей для клиентов Таскомбанка. Он уточнил, что это будут уже более индивидуальные программы, направленные в том числе на владельцев залогового имущества, оказавшегося на оккупированной территории или пострадавшего в результате боевых действий.
«Даже в случае с нашими отделениями в Мариуполе, в городе Харькове мы четко понимаем, что это имущество повреждено, и это будет вопрос в том числе для банка, как будем в дальнейшем обращаться с средствами, которые нам нужно вернуть как компенсацию за утраченное имущество» — говорит Артур Муравицкий. «Мы все актируем, мы сейчас все эти документы собираем, фиксируем все потери, которые мы получили. То же мы рекомендуем делать клиентам — если есть такая возможность, конечно».
Что касается подобных случаев, то, что сейчас могут делать на своем уровне коммерческие банки — это продолжать реструктурировать задолженности клиентов, частично или полностью потерявших имущество. Но это только половина решения. Необходимо участие государственных структур, соответствующие программы и законодательные изменения. Ведь речь идет о потерях в десятки или даже сотнях миллиардов гривен, которые банковская система на себя перевести не способна.
«Представим себе, что есть нормальный банк, который взял 100 единиц депозитов и выдал 100 единиц залоговых кредитов. Половина из них, например, была в Харькове и повреждена. Что будет с этим банком, если он всем клиентам простит эти кредиты? Этого банка не будет, он будет завтра в Фонде гарантирования. И к 50 потерявшим недвижимость еще прибавится 100 человек, которые потеряют свои депозиты. Разумеется, они через Фонд будут выплачены, но, тем не менее», — объяснил банкир.