Украинцы стали более рациональными
Главный двигатель изменений покупательских привычек среди украинцев сейчас финансовые трудности, с которыми большинству пришлось столкнуться на фоне полномасштабного вторжения россии в Украину. Поэтому люди стали более тщательно подходить к удовлетворению потребностей и рассчитывать свой бюджет.
Сейчас о строгом планировании покупок заявляют около половины украинцев (42%), и это почти вдвое больше, чем в кризис covid-19. Тогда покупали по списку только 24% опрошенных.
Такой быстрый темп роста рациональности потребления, безусловно, является маркером того, что украинцы отдают себе отчет, что в вопросе личных финансов придется «играть в долгую».
Читайте также: Работа в Украине: кого ищут работодатели, сколько платят и как закрывают вакансии
Импульсивность тоже присутствует
Эти изменения наблюдаются во всех группах по полу и возрасту, однако есть и заметные отличия.
Например, «зеты» (18−24 года) больше всего среди других возрастов оставляют пространство для импульсивных покупок, вероятно, позволяя себе таким образом отвлечься от тяжелой реальности, снизить уровень стресса.
В этой же возрастной группе больше людей, которым трудно ответить на этот вопрос, что может объясняться сильным чувством неопределенности именно среди молодежи, которая только начинает взрослую жизнь, и в целом большей спонтанностью, присущей этому возрасту.
Также импульсивным покупкам более подвержены женщины по сравнению с мужчинами. Как частичное объяснение этого показателя вспомню, что по результатам последней волны исследования общества во время войны, женщины (58%) больше, чем мужчины (39%) испытывают усталость, которая в целом является сейчас главным состоянием украинцев.
Что покупают
Вполне закономерно, что люди переходят на более дешевые бренды или товары-заменители (36%), и по сравнению с маем-2021 этот показатель немного увеличился — тогда так поступали 31% опрошенных. Впрочем, главным способом экономии сейчас, как и в прошлом году, остается сокращение объема и количества товаров в целом — это подтвердили 40% украинцев.
При покупке повседневных товаров сейчас большинство (64%) предпочитают мейнстримные производители. Покупать же товары премиального класса могут позволить себе 16% респондентов.
Читайте также: Украина может возглавить антирейтинг по выезду миллионеров: где они осядут
Поддержка украинского
Но не только желание сэкономить влияет на изменение покупательских привычек наших сограждан. На фоне общего увеличения национального единства и патриотизма наблюдается развитие потребительского патриотизма — такие результаты Gradus получил в опросе в апреле-2022.
В частности, при выборе как привычных для себя брендов, так и новых мотивация «хочу поддержать украинских производителей» занимает второе место. При этом 60% вообще или частично отказываются от покупки продукции брендов, имеющих бизнес у россии, это весьма влиятельный фактор.
Бизнесу очень важно понимать, что происходит сейчас с разными слоями населения, чтобы строить актуальное взаимодействие со своими клиентами. Времена тяжелые, и украинцы строго планируют покупки, но все же покупают, и далеко не всегда только по принципу «дешевле».