Фокус внимания на экспорт
Отрасли, у которых самый большой экспортный потенциал, нуждаются в особом внимании со стороны государства, ведь именно они должны стать локомотивом послевоенного восстановления нашего государства, согласно Плану восстановления страны от последствий войны.
При этом отмечу, что у разных отраслей разная степень потерь от войны, учитывая потери активов, зависимость от логистики, особенности производственного цикла.
Если экспорт в металлургии в первом полугодии 2022 года (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) сократился на 38%, машиностроении — на 22%, химической отрасли — на 34%, то экспорт IТ-услуг вырос на 23%, несмотря на войну.
В результате консультаций с представителями аграрного сектора, химической промышленности, машиностроения, металлургии и IТ, считаю целесообразными и необходимыми такие меры для поддержки соответствующих отраслей.
Поддержка экспортеров должна быть сконцентрирована вокруг трех блоков задач:
- Решение проблемных вопросов, связанных с логистикой.
- Увеличение усилий по продвижению экспорта, поощрению к экспорту, содействию включению наших производителей в глобальные цепи создания добавленной стоимости, в том числе через страхование, финансирование экспортных контрактов, предоставление сопутствующих услуг через Офис по развитию предпринимательства и экспорта, дипломатические, торговые миссии и ТПП.
- Поддержка собственно производственной деятельности экспортеров — увеличение производства продукции, которая может экспортироваться, углубление ее переработки (конечно, что это, скорее, задача на более отдаленную перспективу, но и к нему нужно готовиться).
Читайте также: В Украине стало больше валюты: откуда она поступает и на что это влияет
Главные задачи государства для поддержки экспортеров
1. Расширить наземные пункты пропуска через государственную границу Украины.
Об открытии новых автомобильных и железнодорожных переходов по принципу «недорого и быстро» мы говорим с нашими партнерами слишком долго. Убежден, что работу надо ускорить.
В сфере ж/д перевозок особое внимание — на увеличение мощностей перестановки грузовых вагонов с широкой на европейскую колею, модернизацию сортировочных станций.
Напомню также, что в рамках Плана восстановления речь шла о нескольких неотложных проектах развития логистических маршрутов с началом реализации в 2022 году:
- строительства нового транспортного коридора к портам Польши и Литвы на базе широкого железнодорожного пути с проектной мощностью — 1 млн тонн грузов в месяц.
- расширение речного экспорта агропродукции через Дунай, что предполагает строительство терминала на 1 млн зерновых, приобретение/фрахт/строительство речного флота.
2. Время оформления на границе. Нужно вместе с нашими партнерами договориться о совместном круглосуточном контроле — не только таможенном, а особенно другом контроле на границе, в частности, фито-санитарном и ветеринарном.
На сегодняшний день очереди на пересечение пунктов пропуска с Польшей коммерческим транспортом достигают десятков километров, прохождение занимает до 5−10 суток. Это значительные дополнительные расходы на логистику для экспортеров (в настоящее время расходы по доставке кукурузы в балтийские порты достигают 120 евро за тонну, что сопоставимо с закупочной ценой этой продукции на севере страны).
По данным Мининфраструктуры, министерство предлагало свою помощь польской стороне (открыть новые пункты пропуска, помочь в проведении фито-санитарного контроля, перенести такой контроль вглубь Польши или Украины, чтобы разгрузить переходы). Однако пока результат отсутствует. Представляется необходимость вынести этот вопрос на высший правительственный уровень для обсуждения на уровне премьеров Украины и Польши.
Бесспорно, мы далеки от мнения, что проблему bottleneck можно решить быстро и в полном объеме, но очевидно, что пропускную способность границы необходимо существенно увеличить благодаря организационным мероприятиям. Необходимо также наконец-то ввести электронные очереди для пересечения пунктов пропуска, о чем было анонсировано в августе.
3. Уже сейчас (ибо этот процесс небыстрый) начать консультации с нашими партнерами, которые ввели для нас режим «год без пошлины и квот», о его пролонгации еще на 2 года.
Наш главный аргумент — война будет продолжаться, и производителям с длительным производственным циклом желательна определенность, смогут ли они реализовать свою продукцию на льготных условиях летом следующего года, или будет возврат пошлин и квот.
4. С учетом бюджетных ограничений, следует максимально усилить усилия по финансированию продвижения экспорта, в том числе за счет инструментов ЭКА, предоставления гарантий банкам, которые кредитуют экспортеров, привлечения средств доноров.
Речь идет о:
- запуске инструментов страхования военных рисков (касается всех, не только экспортеров) — через MIGA, донорские фонды, государственные гарантии. Это уже определено как приоритет в Плане восстановления страны, в то же время, мы до сих пор не получили конкретных вариантов страхования от Министерства экономики.
- расширении применения инструментов ЭКА по экспортному и предэкспортному страхованию (кредитов банков по программе «5−7−9») контрактов ВЭД. Абсолютно положительным является перезапуск ЭКА, однако объемы пока очень скромные. К концу августа, по данным ЭКА, объем экспорта, простимулированный за счет предэкспортного финансирования, составил чуть больше $5 млн. Это бесспорно капля в море и финансирование через инструменты ЭКА нужно расширять даже в войну.
- увеличении донорского финансирования программ/проектов продвижения экспорта, прежде всего для МПБ.
- наращивании льготного кредитования экспорта по программе («5−7−9»). Инструмент, очевидно, действенный, ведь с начала войны выдано льготных кредитов на сумму 48,1 млрд грн (40% ушло агропроизводителям). На конец августа была выдана/согласована выдача кредитов по программе «5−7−9» под выполнение страхуемых ЭКА контрактов ВЭД на сумму около 100 млн грн.
- развитии других инструментов финансирования экспорта — экспортных аккредитивов, банковских гарантий, в том числе по участию экспортеров в международных закупках
и т. д.
Читайте также: Как война повлияла на платежный баланс Украины
5. Определиться с шорт-листом перспективных для наших производителей стран-партнеров, с которыми у нас еще нет зон свободной торговли, с учетом оцениваемой скорости их заключения.
6. При доработке Плана восстановления Украины, предоставить приоритетный статус тем нацпроектам, которые предусматривают углубление переработки и при этом содержат значительную экспортно-ориентированную составляющую, или предусматривают включение предприятий Украины в международные производственные цепи.
7. Государство должно уменьшить налоговую нагрузку на экспортно-ориентированные отрасли, которые мы теряем. Прежде всего, на металлургию, машиностроение и химическую отрасль.
Требование промышленников об освобождении от уплаты ренты на добычу руды, которая используется в производстве отечественного металла во время войны, может быть широко обсуждено. Так же, как и временное освобождение от уплаты экологического налога.
Для машиностроения мы должны широко использовать инструменты индустриальных парков и инвестирований для стимулирования развития машиностроения уже сегодня. Подлежит пересмотру на время запрета экспорта газа и налогооблагаемая база добычи газа в Украине, что с учетом высокой цены на международных хабах значительно удорожает стоимость газа для промышленности.
8. Необходимо срочно снять квоты на импорт сырья для химической отрасли.
До войны квоты были направлены на защиту российского товаропроизводителя. Однако сегодня, с учетом прекращения деятельности нескольких предприятий, дефицит порождаемого в результате квот сырья останавливает отрасль. Непонятно, почему это бессмысленное ограничение до сих пор не снято Министерством экономики.
9. Дерегуляция и диджитализация.
Нужно проанализировать все разрешительные процедуры, связанные с осуществлением внешнеэкономической деятельности, отказаться от устаревших забюрократизированных их элементов, максимально упростить и пытаться перевести в «цифру» оставшиеся процедуры. Максимальный перевод разрешительной системы в декларативную.
Читайте также: Украина снова просит деньги у МВФ: на каких условиях мы можем их получить
Очень важно предусмотреть вышеперечисленные приоритеты в бюджете-2023, который на следующей неделе должен быть внесен в ВР. Безусловно, главным приоритетом бюджета будет оставаться безопасность, оборона и обеспечение социальных гарантий.
В то же время, я убежден в том, что бюджет-2023 должен стать бюджетом экономической устойчивости, философия которого должна предусмотреть не только содержание производственного, экспортного и транспортного потенциала страны в войну, но и закладывание должной основы для его дальнейшего развития после Победы.