Что нужно для запуска новой программы
Ответ на главный вопрос: не является ли препятствием для получения программы фактическое состояние войны, в котором находится Украина, однозначен — нет.
В истории МВФ были прецеденты, когда страна-получатель финансовой помощи была в состоянии активного военного конфликта (в частности, такой прецедент — программа Фонда с Украиной 2014−2015 годов).
Опыт также показывает: если непредвиденные условия будут препятствовать выполнению программы, Фонд может расширить финансирование путем подписания большей и более продолжительной по сроку программы.
Кроме прямой финансовой помощи, программа с МВФ позволила бы более эффективно использовать внешнее финансирование в процессе реализации и мониторинга за ее выполнением. Программа с МВФ также позволит активизировать финансовую помощь от других МФО, включая Всемирный банк и ЕБРР.
Финансирование и реализация проектов по восстановлению поврежденной инфраструктуры, подготовке к сложному отопительному сезону и медицинской помощи населению сегодня критически необходимы для Украины.
Читайте также: Евро по 50 грн, доллар по 48 грн: каким будет курс гривны этой осенью
Но подготовка программы с МВФ имеет ряд серьезных препятствий, которые очень трудно устранить за короткое время.
Геополитическая и экономическая ситуация, в которой находится сейчас Украина, нуждается в чрезвычайно большом и постоянном финансировании. Только на покрытие дефицита бюджета ежемесячно требуется $5−6 млрд.
Поэтому даже программа Stand-by, предназначенная для устранения внешних дисбалансов, по своим количественным параметрам очень мала для Украины (435% от квоты на 3 года при квоте Украины около $2,8 млрд — это в общей сложности $12,18 млрд или $4 млрд на год).
Программа расширенного финансирования (EFF) имеет больше возможностей, но все равно по максимальному размеру недостаточна для Украины. Кроме того, ее цели в краткосрочном периоде должны быть откорректированы и согласованы с немедленными задачами, которые решает Украина.
В частности, как свидетельствуют программные документы Фонда, основными задачами EFF является осуществление структурных реформ и обеспечение «долговой устойчивости» (т.е. способности страны обслуживать долг).
Осуществление этих задач принципиально важны для дальнейшего развития Украины, но первоочередной сегодня все-таки остается задача финансирования ВСУ и поддержка обороноспособности экономики и населения в условиях широкомасштабных военных действий.
В любом случае, с точки зрения размера необходимого финансирования Украина согласно правилам Фонда должна иметь «исключительный доступ» (exceptional access) к его средствам. Это обусловлено выполнением четырех критериев, полную реализацию которых трудно гарантировать во время войны.
Один из критериев — приведение долга к «устойчивому» состоянию (debt sustainability), основным показателем которого является отношение размера долга к ВВП, а также то, что перспективы заимствовать на внешних рынках по окончании программы будут «хорошими».
В условиях, когда перспективы окончания активной фазы войны неопределенны, реальный ВВП согласно всем прогнозам, существенно уменьшится, а Украина требует все больше кредитования, критерий «устойчивости» долга вряд ли может быть выполнен так, как это определялось для стран в мирное время.
Читайте на «Цензор.НЕТ»: В августе Украина получила рекордную сумму финансовой помощи от иностранных партнеров
Возможность заимствовать на внешних финансовых рынках также обусловлена войной, поэтому трудно рассчитывать на хорошие перспективы кредитования частными инвесторами страны в случае продолжения войны.
Что необходимо сделать для получения программы МВФ
Во-первых, необходимо согласованное решение основных стран-доноров относительно размера внешнего финансирования для Украины.
Размер такой финансовой помощи вместе со средствами Фонда и других МФО должен профинансировать разрыв в платежном балансе и сделать финансовую программу жизнеспособной.
Согласование такого финансирования помогло бы НБУ прекратить эмиссию и стабилизировать финансовую ситуацию.
Во-вторых, эта программа должна быть в первую очередь программой Украины и для Украины (ownership), и все реформы в рамках новой программы, в частности судебная фискальная, должны быть выполнены полностью и вовремя.
Ситуация не оставляет украинским властям других путей, кроме как быстро реформировать госуправление, чтобы повысить его эффективность и эффективность экономики в целом, что критически важно в условиях войны.
В-третьих, необходима реструктуризация внешнего долга, что поможет уменьшить финансовый разрыв платежного баланса и, соответственно, облегчит принятие согласованного решения стран-спонсоров о финансировании Украины.
Наконец, специалисты Фонда вместе с властями Украины должны найти решение для того, чтобы фактические цели и задачи новой программы согласовывались с учредительными документами Фонда, определяющими, на каких условиях предоставляется и реализуется программа финансирования для страны-члена МВФ.
Это упростило бы процедуру утверждения программы в Совете директоров Фонда. В этом контексте также будет полезно изменение представителя Украины в Совете директоров Фонда с целью повышения креативности, усиления качества и эффективности дальнейшего сотрудничества Украины и МВФ в рамках системы ротации, которой придерживаются подавляющее большинство стран-членов Фонда.
Разработка программы в таких условиях имеет очень много рисков и неопределенностей, что, возможно, является формальной преградой для быстрой разработки и утверждения конечной матрицы финансовой программы. Среди этих рисков главными являются:
- непредсказуемость войны и оценки масштаба потерь для экономики и финансов,
- сложность оценки основных макроэкономических параметров и маяков программы в текущих условиях,
- значительные финансовые разрывы, которые есть сейчас, и которые могут появляться при реализации программы и, соответственно, для которых должны быть предусмотрены источники финансирования,
- риск неспособности страны выполнять обязательства по возврату денег Фонду.
Поэтому, учитывая опыт предыдущих программ и текущую ситуацию, необходимым условием новой программы финансирования должны быть гарантии наших союзников и спонсоров о готовности финансирования нашей армии и экономики и реструктуризации долгов, которые искажают возможность «закрыть» финансовые разрывы в рамках программы.
Ситуация не оставляет украинским властям других путей, кроме быстрой реформы госуправления с сильным ownership, что также является обязательным условием программ Фонда.
Выполнение всех указанных предварительных мер позволит подписать соглашение о новой программе с Фондом в текущих сложных условиях.