► Читайте страницу «Минфина» в фейсбуке: главные финансовые новости
Специализированные компании по слияниям и поглощениям были одной из самых популярных инвестиций на Уолл-стрит в начале 2021 года вместе с криптовалютами, мемными акциями и другими спекулятивными активами.
Раньше многие стартапы использовали для выхода на биржу слияние с компаниями-пустышками. Это делали, например, производители электрокаров Nikola и Polestar, аэрокосмическая компания Virgin Galactic и бумекерская компания DraftKings. Пик IPO SPAC пришелся на март 2021 года, когда они привлекли от инвесторов более $36 млрд.
Что такое SPAC
SPAC (Special purpose acquisition company) — специальные технические компании для вывода непубличных компаний на биржу. Они не ведут операционной деятельности, а создаются для слияния с какой-либо частной компанией, которая хочет попасть на биржу в обход традиционного IPO.
SPAC проводит собственное первичное размещение акций на бирже, привлекая средства инвесторов вслепую. Их IPO называются blank-check («пустые чеки»).
Читайте: SPAC-бум закончился: 58% «компаний-пустышек» торгуется ниже цены IPO
Покупая такие акции, инвесторы де-факто приобретают воздух. Однако в перспективе это может окупиться, если руководители SPAC договорятся о слиянии с перспективной частной компанией. Для этого у компании-пустышки есть два года с момента IPO (реже — 18 месяцев). По истечении дедлайна SPAC ликвидируется, а деньги возвращаются инвесторам.
Некоторые стартапы, которые ранее согласились стать публичными путем объединения со специализированными компаниями, отменяют сделки и предпочитают собирать деньги инвесторов в частном порядке, пишет издание.
Некоторые из них уже были приобретены другими компаниями. Теперь те, кто выводил SPAC на биржу, могут потерять много денег, если не смогут найти компании для слияния.
Читайте также: Стартапы начали терять интерес к слияниям со SPAC