Что с ценами

Цены на топливо в Украине падают. Так, 11 августа, по сравнению с предыдущим торговым днем, зафиксировано проседание цен на все виды топлива, кроме бензинов А-92 и А-95, стоимость которых не изменилась. Согласно данным Консалтинговой группы «А-95», бензины А-95 и А-92 сохранили цены на уровне 49,88 грн и 48,21 соответственно. А-95 премиум стал дешевле на 4 коп./л — 51,01 грн/л.

Дизтопливо за сутки подешевело на 11 коп./л — до 53,56 грн/л, а автогаз просел в цене на 13 коп./л и уже стоит 27,13 грн/л.

Динамика розничных цен, грн/л

Ценовые «достижения» на рынке топлива можно объяснить несколькими факторами. Во-первых, влияет снижение мировых котировок нефти, которая с начала августа уверенно держится ниже 100 $/баррель.

Во-вторых, растут объемы поставок в страну. Это происходит благодаря отмене госрегулирования цен, что позволило открыть рынок и активизировать максимальное количество поставщиков.

«Например, в июле было 355 поставщиков, тогда как до войны их было меньше 100. То есть поставлять нефтепродукты начали не только профессиональные участники, а также аграрные, транспортные и промышленные предприятия, которые ранее не импортировали топливо, а покупали на внутреннем рынке», — рассказал директор Консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн.

По трем ключевым маркам моторных топлив ситуация изменялась неравномерно. То, как должен работать рынок, сначала было продемонстрировано на примере сжиженного газа. То есть сначала это профицитная поставка, в результате — снижение цены. И если еще в начале июня цена была где-то в пределах 40 грн, то сейчас ее коридор составляет 25−28 грн.

Аналогичная тенденция прослеживается на рынке дизельного топлива. Уже больше месяца объемы суточных поставок больше объективных потребностей страны.

«Это говорит о том, что много топлива идет на склады, на запасы. Это хорошо, поскольку мы сейчас заходим в сезон пикового потребления, который стартует в августе и заканчивается в октябре», — говорит Сергей Куюн.

Но, с другой стороны, трейдеры хотят как можно скорее продать топливо. Это подогревает конкуренцию, особенно на оптовом рынке. Там цены падают очень быстро — 2−3 грн в неделю. Как следствие — цены падают в рознице. На отдельных колонках цена дизтоплива уже упала до 50 грн/л, хотя месяц назад держалась в диапазоне 55−58 грн/л.

Бензинами рынок еще продолжает наполняться, но уже почти вышел на необходимый уровень обеспечения. В начале августа цены начали снижаться и на него.

Цены на бензин, дизтопливо, газ на АЗС Украины

Будет А-92 на заправках или нет

Еще в начале топливного кризиса речь шла о том, что бензин А-92 вскоре уйдет в прошлое, поскольку поставляли его в Украину преимущественно из России (в Европе же эту марку давно не производят).

Впрочем, А-92 и сегодня разливают на заправках, правда, немного. Сергей Куюн объясняет, что отдельные партии А-92 заходят по импорту, а также производятся на мини-НПЗ.

«Бензина А-92 на европейском рынке нет, но на мировом есть. Его потребляют в США, Африке. Некоторые партии наши компании перекупают. Но его объемы небольшие, время от времени он будет появляться, однако, не думаю, что он долго продержится на рынке. Когда рынок насытится нормальным 95-ым бензином, тогда вся экзотика исчезнет», — убежден эксперт, хотя отмечает, что мини-НПЗ могут продолжить его производство.

Читайте также: Сергей Куюн о рынке топлива: А-92 потихоньку уходит, меньше будет сжиженного газа

Перспективы

Трудно что-либо гарантировать и прогнозировать, когда в стране идет война. Враг держит нефтяную инфраструктуру под прицелом и ситуация может измениться в любой момент.

Отталкиваясь от условий, эксперты не прогнозируют возникновения острых проблем с дефицитом топлива. Сейчас Украина активно импортирует топливо из Польши, Румынии, Болгарии, Литвы. Но Сергей Куюн отмечает, что правительству нужно еще работать над тем, чтобы предотвратить форс-мажоры или частично их нейтрализовать.

«Это можно сделать только при дальнейшей диверсификации рынка, когда мы будем создавать новые транспортные коридоры и новые источники поставок. Ведь, кроме тех стран, где легче всего с логистикой, есть много других», — говорит он.

Кроме того, начинается сезон активного потребления, который продлится 3 месяца. Это означает, что топлива нужно будет больше.

Увеличится и нагрузка на транспортные магистрали. Часть собранного урожая нужно будет экспортировать. В условиях заблокированных портов нагрузка на железнодорожную инфраструктуру и автомагистрали увеличится, что создаст дополнительные сложности для завоза топлива. Это может привести к частичной потере импорта.

Впрочем, профицит и жесткая конкуренция на рынке, безусловно, будут влиять на стоимость топлива. В ближайшее время эксперты прогнозируют продолжение ценового ралли.

«По мере достижения маржинального нуля на оптовом рынке бойня перейдет на розницу. В газе этот процесс уже продолжается по полной. Думаю, уже совсем скоро на заправках цена упадет до 25,5−26 грн/л, что для среднестатистической заправки будет означать заработок, близкий к нулю», — говорит Артем Куюн, эксперт Консалтинговой группы «А-95».

Как повлияет на цены возврат акциза

Сейчас активно обсуждается возможность возвращения акциза на топливо. Напомним, что для стабилизации цен депутаты проголосовали за снижение НДС и акциза на период действия военного положения. В частности, с 17 марта ставки НДС уменьшены до 7% на импорт и поставку бензинов моторных, дизеля и сжиженного газа, а акцизный налог — до €0 по этим товарам.

Эксперты утверждают, что это позволило снизить цены на 10−12 грн/л. Возврат же налогов приведет к обратному эффекту.

«По расчетам, акциз по НДС прибавит к стоимости 10−11 грн/л. Но сейчас маржа у заправок 6−7 грн. Поэтому, 4−5 грн возможны при нулевой рентабельности. Но вопрос в том, захотят ли трейдеры работать в ноль», — объясняет управляющий партнер, старший экономист Ukraine Economic Outlook Михаил Кухарь.

О таких же последствиях от очередного пересмотра правил налогообложения топлива говорит и директор WOG Holding BV Андрей Пивоварский.

«Это подтолкнет цены на дизтопливо в рознице на 6 грн/литр, на бензин А-95 — на 9,5 грн/литр, на сжиженный газ — до 1 грн/литр», — дал он новые ценовые расклады в интервью на YouTube-канале «Орестократия».

В то же время, Сергей Куюн считает, что все будет зависеть от мировой конъюнктуры и ставок акцизов.

«Государству нужны деньги. Сейчас очень удобное время для возвращения акцизов, потому что мировые цены существенно упали. Наши расчеты показывают, что ставки в диапазоне 100−150 евро за 1000 л могут вообще пройти незаметно для ценников, а в случае дальнейшего снижения — даже и €200», — говорит эксперт. Он также подчеркнул, что для сбалансированной налоговой и ценовой нагрузки на потребителей необходимо унифицировать акцизы на бензин, дизтопливо и автогаз, которые до марта отличались в 2−4 раза.

Также он считает, что государству не стоит возвращаться к 20% НДС, поскольку это самый криминализированный налог, который фискальные службы не могли как следует администрировать и до войны, в отличие от акциза.

Читайте также: Верховная Рада может вернуть налоги на топливо