► Подписывайтесь на телеграм-канал «Минфина»: главные финансовые новости

Состояние и главные потребности малого и среднего бизнеса

Война оказала большое влияние на доходы малого и среднего бизнеса. 79% опрошенных констатируют уменьшение объема бизнеса, причем для половины предпринимателей такое сокращение достигает от 50% до 99%. В то же время, каждому пятому предпринимателю удалось сохранить (19%) или даже увеличить (2%) объемы бизнеса по сравнению с довоенным периодом.

Читайте: Бизнес адаптируется к новым условиям, однако сохраняет негативные ожидания — опрос

Адаптируясь к новой реальности, каждый второй предприниматель (50%) вынужден был трансформировать свою бизнес-деятельность. Чаще всего эти изменения касались переориентации бизнеса на оборонные нужды страны (17%), перехода в другую сферу бизнеса (16%) или переноса производственных мощностей в другие регионы Украины или за рубеж (13%).

Для возобновления бизнеса потребуется время и поддержка. В зависимости от долгосрочной ситуации в Украине, 41% опрошенных прогнозируют возврат к довоенным показателям в течение года, 30% считают, что для этого понадобится от одного до двух лет, а 23% ожидают, что смогут полностью восстановиться не раньше, чем через два-три года.

Среди главных потребностей активного бизнеса — новые заказы и рынки сбыта (56%), средства на развитие (33%) и помощь с логистикой (23%).

Впрочем, несмотря на уменьшение доходов и сложности, с которым сталкивается малый и средний бизнес сегодня, украинские предприниматели активно донатят деньги на благотворительность и поддерживают волонтерские инициативы — об этом заявляют 74% опрошенных.

Диджитализация и безналичные оплаты

Активная диджитализация характерна для большинства представителей малого и среднего бизнеса в Украине.

Так, 70% предпринимателей отмечают, что используют цифровые каналы продаж, среди которых наиболее популярны социальные сети (40%) и собственный сайт (33%).

По оценке 39% опрошенных предпринимателей, именно цифровые каналы приносят их бизнесу более половины всех заказов.