Законопроект № 7418, который возвращает налоговые платежи при оформлении импорта, депутаты поддержали сразу в двух чтениях. Так что уже со следующего месяца (если под документом свою подпись поставит и президент) вся растаможка будет проводиться по довоенным правилам. Почему же именно этот документ потребовал столь оперативного решения?
Нулевая растаможка авто как главный раздражитель
Кабмин (который является автором этой законодательной инициативы) объяснил необходимость поддержать законопроект колоссальными потерями бюджета из-за безналогового ввоза импортных товаров. Причем, по мнению чиновников, потери эти абсолютно неоправданны.
Ведь значительная доля ввозимых товаров не относится ни к предметам первой необходимости, ни к обеспечивающими бесперебойную работу экономики. А ведь именно ради того, чтобы наполнить внутренний рынок такими товарами, в марте и были ликвидированы все таможенные платежи.
Так, по данным правительства, из-за беспошлинного ввоза телефонов бюджет потерял свыше 270 млн грн, обуви — более 850 млн грн. Но главным раздражителем для власти стал повальный безналоговый ввоз авто, благодаря которому в казну недоплатили в общей сложности свыше 13 млрд грн.
По данным таможни, по состоянию на 13 июня благодаря нулевой растаможке в страну было ввезено 163 тыс. автомобилей. Причем, в льготном режиме ввозились не только бюджетные, но и премиальные автомобили стоимостью свыше 1 млн грн, — уточняют в правительстве. Очереди на границе с желающими легально ввезти машину без уплаты налогов выстраивались такие, что это мешало оформлению действительно важных грузов — гуманитарки и техники.
«В условиях военного положения, когда Украина должна консолидировать все доходы для борьбы с агрессором, введение льгот на импорт товаров, не являющихся товарами первой необходимости и одновременно бюджетоформирующими, должно быть переоценено и пересмотрено», — решили в правительстве. И, как видно из голосования в Раде (законопроект поддержали 234 депутата), этого же мнения придерживаются и народные избранники.
Тем не менее, определенные послабления для автомобильного импорта все же будут действовать. В том же законопроекте, который отменяет нулевую растаможку, предусмотрена норма, согласно которой от уплаты пенсионного сбора, который уплачивается при первой регистрации, освобождаются собственники легковых авто, оснащенных исключительно электродвигателями. Спрос на них в Украине растет сумасшедшими темпами. При этом, в зависимости от стоимости при регистрации авто, в ПФ приходится уплачивать от 3−5% от его цены.
Помимо этого, в скором времени растаможить авто можно будет онлайн, заполнив электронную декларацию в приложении «Дія». Соответствующий законопроект правительство зарегистрировало в парламенте 15 июня и сейчас документ изучается профильным комитетом. Этим же документом предлагается изменить формулу расчета таможенных платежей. Если сейчас они определяются, исходя из стоимости авто, то по новым правилам во внимание будет браться его год выпуска, эксклюзивность, тип и объем двигателя.
Пять причин вернуть налоги на импорт
Среди позитивных последствий от возвращения таможенных платежей в Кабмине называют не только увеличение поступлений в бюджет. Оно, как считают правительственный чиновники, устранит дополнительные препятствия для восстановления производства. Поскольку снижение налоговой нагрузки на импорт создавало для иностранных товаров конкурентные преимущества, в сравнении с продукцией, которая производится внутри страны.
«Освобождение от таможенных платежей вместе с „заморозкой“ курса в последние месяцы однозначно стимулировало импорт, то есть зарубежные экономики. Получать возмещение НДС при экспорте в Украину и не платить его при импорте — это огромная субсидия для импортного товара. Стимулирование импорта негативно влияет на украинских производителей», — считает и Алексей Блинов, начальник аналитического отдела «Альфа-банк Украина».
Безналоговый импорт, как говорят эксперты, вредил не только отечественным производителям, но и очень сильно ухудшал макроэкономические показатели нашей страны.
«Освобожденный от НДС импорт из-за „упрощенцев“ имеет значительно меньше налоговой нагрузки и более конкурентный, чем товары украинских производителей. Этот фактор (вместе с меньшей зависимостью импорта от морских путей) стимулировал более быстрое восстановление товарного импорта, по сравнению с экспортом. Это, в свою очередь, ухудшает платежный баланс, давит на курс гривны и валютные резервы НБУ», — поясняет Юрий Гайдай, старший экономист Центра экономической стратегии.
Что происходит, когда импорт прирастает быстрее экспорта? Импортерам для закупок товара требуется все больше валюты. Но взять ее негде — экспортеры не зарабатывают ее в таком объеме. Чтобы удовлетворить этот растущий спрос на валюту, НБУ приходится продавать ее из своих резервов. Возвращение налогов на ввозимые товары должно стать отличным инструментом, сдерживающим слишком активный прирост импорта. А значит, снизит и риски девальвации гривны (на наличном рынке).
Это, в свою очередь, может ускорить и валютные послабления. «Важно, что сразу за этим решением произойдет смягчение валютного регулирования, в том числе отмена ограничений расчетов за товары некритического импорта», — написал в Telegram Даниил Гетманцев, председатель парламентского комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики, после голосования по законопроекту № 7418.
Но все сказанное выше — лишь половина правды. Не зря решение о возврате довоенных правил растаможки вызвало активные дискуссии в экспертной среде и было в пух и прах раскритиковано Главным научно-экспертным управлением аппарата ВР, не говоря уже об отношении к нему рядовых украинцев.
Кто заплатит за возврат пошлин и НДС
Итак, почему же возврат таможенных платежей с импорта — мягко говоря, сомнительное решение?
Во-первых, в правительстве подсчитали потери бюджета при нулевой растаможке. Но далеко не факт, что после возврата ранее действовавших правил сохранится тот же уровень поставок и, соответственно, недополученный уровень отчислений в бюджет. Например, сохранятся ли километровые очереди из новых авто на границе после того, как за их растаможку нужно будет платить по полной программе? — вопрос риторический.
Во-вторых, у тысяч украинских автолюбителей забрали возможность быстро и недорого заменить уничтоженную войной машину.
В свое время предложение отменить налоги при растаможке правительство объясняло желанием помочь нашим согражданам оперативно и с меньшими расходами обзавестись новым авто. Этот вопрос был и остается актуальным для тысяч украинцев, потерявших их в результате боевых действий. Оценки уничтоженных авто очень сильно разнятся — от 90 тыс до полумиллиона.
«Льготы оживили рынок подержанных автомобилей, что позволило гражданам восстановить свой автопарк. Все это также способствовало обеспечению необходимыми автомобилями армии, ведь цена на них снизилась. Наличие льгот поддержало и смежные отрасли — станции технического обслуживания, заправки. Автомобили так или иначе стали мультипликатором и позволили работать прослойке потерявших работу людей. Теперь развитие смежных отраслей и ввоз транспортных средств будет замедлен», — говорят эксперты аналитического центра «Институт законодательных идей».
Чтобы остановить дармовой ввоз премиальных авто, на что нарекали чиновники, достаточно было бы реанимировать пошлины и другие налоги именно на эту часть автоимпорта.
В-третьих, возврат таможенных платежей спровоцирует резкий рост цен и, как результат — дальнейшее раскручивание инфляции со всеми вытекающими неблагоприятными последствиями для кошельков миллионов рядовых граждан. Безусловно, подавляющее большинство импортеров после снижения налогов не опустили цен, а полученные преференции лишь увеличили их заработки. Но кто сказал, что после возврата налогов они не поднимут цен и откажутся от уже привычного уровня своих доходов?
В-четвертых, в ближайшее время многие импортные товары могут просто исчезнуть с полок магазинов. В первую очередь это касается технических новинок.
«Импортеры закупили некоторые товары только потому, что оценили их доходность с учетом нулевой пошлины. А теперь, когда будет добавлен НДС, цена этих товаров станет нерыночной — слишком высокой для покупателей», — пояснил суть проблемы глава совета директоров ГК «Алло» Дмитрий Деревицкий.
Поскольку официальные представительства международных брендов приостановили свою деятельность в Украине, поставки продукции полностью перешли к дистрибьюторам. В случае возврата пошлин и НДС, а также роста курса валют, ввоз новых моделей телефонов, которые обычно являются самыми дорогими на рынке, могут стать неинтересными для импортеров — просто потому, что не будут пользоваться спросом.
«Цены на новинки станут настолько высокими для украинского потребителя. Завозить слишком маленькие партии для дистрибьюторов также может быть неинтересно из-за значительных инвестиций в сертификацию товара и логистику. Следовательно, из-за большой льготной нагрузки и роста курса украинский потребитель может не дождаться официальных поставок новинок», — говорит Деревицкий.
В-пятых, решение власти возвращает сложную и запутанную систему таможенных платежей.
«Последствием такого решения станет возобновление контрабанды и схем на таможне. Когда нет платы за растаможку, то нет смысла везти контрабанду и не за что давать взятки таможенникам. Если все эти оплаты есть, то таможенники соответственно снова при деле», — считает Владимир Дубровский, старший экономист Центра социально-экономических исследований Case Украина.
В-шестых, решение парламента может вызвать вопросы у наших партеров.
«И ЕС, и США — отменили пошлины на украинские товары и услуги, причем не только на время боевых действий, а на дольше. Поэтому возобновление взимания пошлин с товаров и услуг, происходящих из этих стран, — на мой взгляд, шаг не взвешенный и в некотором роде недружественный», — пояснил Владимир Дубровский.