Свободное падение криптовалютных курсов напомнило инвесторам о том, что торговать цифровыми токенами через посредников — рискованное мероприятие. Падение цен вынудило платформу криптокредитования Celsius Network заморозить все пользовательские активы и задуматься о реструктуризации. Если компания подаст на банкротство, криптоинвесторы будут предоставлены сами себе.
«Будут судебные дела и задержки. В этом нет сомнений», — считает Адам Левитин, профессор права в Джорджтаунском университете, специализирующийся на банкротствах.
Криптовалютные биржи и сервисы кредитования помогают инвесторам выйти на рынки, но, с точки зрения суда по делам о банкротстве, размещенная на этих платформах криптовалюта пользователям не принадлежит.
Если криптокомпания обанкротится, цифровые активы пользователей, скорее всего, попадут в конкурсную массу, которую поделят юристы, финансовые консультанты, кредиторы и другие кредиторы. Токены клиентов не вернут пользователям просто так. Скорее всего, им достанутся жалкие крохи. Кроме того, если в процессе банкротства рынок продолжит падать, убытки будут еще более ощутимыми.
Банковская модель без банковской защиты
Многие люди вкладывали криптоактивы в Celsius, польстившись на процентную ставку 18%. Кредитор брал депозиты пользователей и инвестировал их в децентрализованные финансы под проценты, или одалживал деньги другим пользователям, тоже под процент.
Во многом Celsius действовал по банковской методичке. Но у компании нет банковской защиты, например, она не участвует в федеральной программе страхования вкладов. Celsius, как и все остальные криптовалютные посредники, не зарегистрированы в качестве брокеров-дилеров, которые хранят свои средства отдельно от клиентских и обеспечивают защиту в случае банкротства. В США, например, у большинства таких компаний простенькая лицензия на оператора денежных переводов, выданная правительствами штатов, и предназначенная для бизнеса, вроде Western Union.
Celsius вкладывает клиентские депозиты в децентрализованные финансы и выдает кредиты другим пользователям (в том числе биржам и маркетмейкерам).
По словам Левитина, самый простой способ защитить инвесторов — потребовать от криптовалютных бирж держать клиентские средства отдельно от своих и выделить их на случай банкротства. Такие требования может выдвинуть федеральный регулятор, Бюро по защите потребительских финансов. Конгресс наделил его полномочиями на этот случай, но ведомство до сих пор ничего не предпринимало в этом направлении.
Читайте также: Новый уровень для биткоина $14,8 тыс: почему не стоит сейчас откупать его на падении
Пустые обещания
Некоторые криптовалютные компании, такие как Coinbase, пытаются убедить инвесторов, что у них все в порядке, а активы в безопасности.
«У нас есть сильные правовые и операционные средства защиты, чтобы гарантировать, что активы наших клиентов будут защищены в любом случае. Мы учитываем эти активы отдельно от наших корпоративных финансов», — заявил главный юрисконсульт Coinbase Пол Грэвал.
Акции Coinbase упали после того, как биржа сообщила, что в случае банкротства пользователи будут рассматриваться как необеспеченные кредиторы.
Celsius прямо перед крахом тоже убеждал клиентов, что все в порядке. Буквально за день до заморозки депозитов пресс-служба заявила в комментарии для The Wall Street Journal, что компания не испытывает никаких трудностей с выполнением запросов на вывод средств, и что у нее достаточно ETH для выполнения всех своих обязательств.
Глава Celsius Алекс Машинский набросился на критиков в твиттере, предположивших, что компания на мели. В тот же день Celsius заморозил счета. В среду Машинский написал, что «компания работает круглосуточно над поиском решения». Активы все еще были недоступны.
Читайте также: Худшее еще впереди: эксперты о ближайшем будущем крипторынка
Судьбу вкладчиков определят условия договора
В случае банкротства многое будет зависеть от условий договора, на которые согласились вкладчики, отдавая свои деньги платформе. Между тем, в Условиях Celsius говорится, что правовой статус криптоактивов пользователей будет неясен, если фирма станет неплатежеспособной.
Некоторые юристы утверждают, что тип контракта между инвестором и фирмой может изменить ситуацию и обеспечить определенную защиту прав собственности в случае банкротства. Если компания держит активы клиентов, которые при этом сохраняют право собственности, как прописано в соответствующем законодательстве, ситуация будет более благоприятной, — комментирует Джонатан Чо, юрист по вопросам банкротства и регулирования в Allen & Overy.
Например, по словам Чо, многие компании перешли на модель, прописанную в коммерческом законодательстве большинства штатов, — она помогает определить, кому принадлежат права собственности. У Celsius также есть кредитное подразделение, которое выдает кредиты наличными под обеспечение в виде цифровых валют.
Судье в этом случае придется решать, являются ли вкладчики Celsius необеспеченными кредиторами или просто инвесторами, которые могут претендовать на выплаты в самую последнюю очередь. Законы штатов о владении активами на депозитных счетах могут оказаться полезными для вкладчиков. Но если суд решит, что пользователи являются инвесторами, их никто не будет рассматривать.