Илон Маск утверждает, что Twitter пока не может доказать ему, что спам-аккаунты в соцсети составляют менее 5% пользователей. После недели раздумий компания приняла решение предоставить Маску доступ к базе из 500 млн твитов. Но пока Маск продолжает держать всех в напряжении, угрожая сделку разорвать.
Тем временем, причина таких качелей может быть не столько в характере и имидже Маска, сколько в деньгах. Изначально, еще на этапе подачи заявки, было очевидно, что «живых» денег, которыми Маск может обеспечить сделку, у него нет.
Он действительно самый богатый человек в мире: его собственный капитал Forbes оценивает в $218 млрд. Но большая часть его миллиардов — одна сплошная Tesla. А значит, лишних и свободных денег, которые бы Маск мог взять и отдать за Twitter, просто не было.
Маск собирает эти деньги по крупицам. Он продал акции Tesla на $8,5 млрд, затем привлек $7,14 млрд от соинвесторов. В общей сложности, по состоянию на начало июня у него на руках было $33,5 млрд. К тому же, он ведет переговоры о привлечении $2−3 млрд от группы инвесткомпаний во главе с Apollo Global Management Inc. Напомним, Совет директоров Twitter согласился на сделку, оценив компанию примерно в $44 млрд.
Почему сделка поставлена на паузу
Пока переговоры с Apollo приостановлены, но не прекращены. Инвестиционщики ждут, когда будет больше ясности. А точнее, удастся ли Маску найти дополнительные источники финансирования и чем закончится пикирование с Twitter.
Ждут и банки. Неопределенность со сделкой повлияла на их планы по синдицированию займа на $13 млрд. Если Маску и Twitter не удастся договориться, то дело может дойти до суда: Twitter вправе потребовать выполнения финансовых обязательств.
Так что, банки опасаются, что суд заставит их финансировать сделку, и им придется заставлять инвесторов выкупать долг. Проще говоря, банки пока совсем не понимают, как кредитовать эту сделку, и будут ли кредитные инвесторы вообще заинтересованы покупать долг.
Кто давал деньги
Среди долевых партнеров, $7,14 млрд от которых Маск собрал в мае, — 18 инвесторов. Самую большую сумму — $1 млрд — выделил траст соучредителя Oracle, миллиардера Ларри Эллисона. Вслед за ним следуют:
- Sequoia Capita ($0,8 млрд)
- Vy Capital ($0,7 млрд)
- криптовалютная биржа Binance ($0,5 млрд)
- Фонд Andreessen Horowitz, известный как a16z ($0,4 млрд).
В числе инвесторов были также Brookfield, Fidelity, Qatar Holding.
Но внимание прессы привлек третий по величине внешний источник средств для сделки с Twitter — дубайская инвесткомпания Vy Capital, которая основана и управляется бывшим россиянином Александром Тамасом.
Ее активы, по данным SEC, составляли примерно $2 млрд по состоянию на 2020 год. К 2022 году они увеличились, по данным Bloomberg, до $5 млрд, в число спонсоров входят крупные американские фонды, — сообщает агентство.
Каковы источники ее финансирования или инвестиции — данные, которых очень мало. Bloomberg сообщает, что Vy также финансировала Boring Co. Маска и криптовалютную биржу ErisX. Кроме того, Тамас также вложился в детище Маска SpaceX и Neuralink Corp. Агентство также пишет, что один из аналитиков Vy — Бенджамин Бирчалл, сын Джареда Бирчалла, которого называют правой рукой Маска.
Читайте также: Маск покупает Twitter: что будет с соцсетью и акциями мелких акционеров
В самой компании, пишет агентство, работает примерно 25 человек и практически все — удаленно. Правитель Дубая Мохаммед ибн Рашид Аль Мактум назначил Тамаса членом консультативного совета, занимающегося цифровой экономикой. У компании также есть офис в районе залива Сан-Франциско. Сам Тамас в основном находится в Европе и является гражданином Германии.
Кто такой Тамас
Горовиц и Андриссен называют Тамаса инвестиционным гением и суперкомпьютером, ходячей энциклопедией бизнес-моделей и стратегий. Это инвестор, который широко известен в кругах профессионалов, но о котором мало что известно за рубежом.
В то время, когда его превозносили Горовиц и Андриссен, Тамас был известен как партнер компании DST — Digital Sky Technologies. Компания затем была переименована в Mail. Ru Group. Позже, в октябре 2021 года, группа сменила название на VK.
Алишер Усманов, в лице компании USM, вышел из ее капитала, а весь пакет перешел группе «Согаз». Самый крупный акционер группы — друг Путина, Юрий Ковальчук, совладелец банка «Россия».
Тамас готовил и выводил DST на IPO. В Mail.Ru Group он пробыл в общей сложности три года и покинул ее в 2011 году. В то время компания инвестировала в Facebook, Airbnb, Spotify, Twitter, JD.com, Alibaba, Xiaomi и Zalando.
При этом Тамас остался партнером в DST ADvisors, «управляющей инвестфондом Юрия Мильнера и Алишера Усманова DST». Юрий Мильнер — бывший гендиректор УК «Концерн „Нефтяной“» и топ-менеджер группы «Менатеп», а ныне — российско-израильский бизнесмен, как его называет Bloomberg.
До DST Тамас работал в Goldman Sachs Group Inc., а еще раньше — был одним из основателей Arma Partners, консалтинговой компании по корпоративным финансам и инвестициям в технологическом секторе.
Vy он создал в 2013 году вместе с бывшим коллегой из Goldman Sachs — Матеушом Шишковски. Цель компании — долгосрочные инвестиции в мировые компании. Сейчас он управляет фондом вместе с Джоном Херингом, основателем компании по разработке облачных вычислений Lookout Inc. Компания вкладывалась в Shopify, ComScore, LendingClub Corp. и Activision Blizzard. А также поддерживала Blockchain.com и Reddit Inc. Последний раз компания подавала отчетность (заявку 13F) в 2017 году.
Тамас и Геринг владеют крупнейшими индивидуальными активами в Vy Global Growth, — пишет Bloomberg. По данным агентства, одним из инвесторов также является Хавьер Оливан, который этой осенью станет главным операционным директором Meta.
Кроме того, Тамас основал компанию по обработке данных Synaptic, а также создал именную стипендию в Институте будущего человечества в Оксфорде. Тамас также помогал в создании «инициативы по биобезопасности в партнерстве с UCSF и CZ BioHub».
Что будет дальше
В споре Маска и Twitter рано ставить точку. Вопрос с происхождением средств может стать следующим ходом Twitter, если не удастся договориться по сделке на следующей неделе. Например, нечто похожее на коллективный иск акционеров Twitter. Акционеры обвиняли Маска в манипулировании темой фейковых и спам-аккаунтов с целью занизить сумму сделки на $11 млрд.
Возможно, происхождением денег могли бы заинтересоваться и регулирующие органы. В конце концов, о том, как Мильнер помогал инвестировать в бигтэки Газпрому и ВТБ, подробно писали в прессе. Вопрос российского влияния на соцсети может стать вскоре очень актуальным: в США скоро выборы.