«Если ждать помощи ЕБРР, IFC, Европейского инвестбанка — пройдут месяцы, тогда как украинские банки уже готовы, мы готовы. Украинские банки могут стать финансовым мостиком до будущего внешнего финансирования», — сказал Дянков, которому в середине апреля было передано право голоса по мажоритарному пакету Альфа-Банка Украина, в интервью агентству «Интерфакс-Украина».
Эксперт пояснил, что на нынешнем этапе ЕБРР, IFC, Европейский инвестбанк и другие подобные международные институты не могут начать финансирование в Украине, потому что у них просто нет понимания, какие активы работают, какие нет. «Я работал и во Всемирном банке, и в ЕБРР был председателем набсовета. Им просто нужно время понять, на что конкретно идут деньги», — добавил он.
В то же время, считает доверенное лицо Альфа-Банка Украина, украинские банки знают, какие корпоративные клиенты где и как работают, как пострадали. «Например, мы знаем, что в начале войны клиенты пережили шок, было очень трудно, но по состоянию на прошлую неделю уже 70% наших корпоративных активов вернулись к нормальной работе с банком — кредитный портфель обслуживается, включая проценты, и погашается основной долг», — указал Дянков.
По его мнению, программа развития в корпоративной сфере в Украине уже возможна, и ее необходимо запускать уже сейчас, не дожидаясь ЕБРР и других подобных МФО.
«Так что хорошо бы было со стороны правительства и Национального банка каким-то образом помочь частному бизнесу сейчас, зная, что через несколько месяцев придет международная помощь», — считает экс-министр финансов.
В то же время он высказался против национализации банков или значительной докапитализации госбанков, подчеркнув, что в период войны у государства есть более важные задачи, а большинство украинских банков, в том числе частных, достаточно капитализированы.
Говоря о послевоенном восстановлении Дянков также подчеркнул, что украинские банки станут лучшим каналом распределения внешней помощи экономике, и это сработало во время Восточно-Азиатского кризиса в конце 90-х прошлого века, а потом в Турецкий кризис 2001—2002 гг.
«Украинские банки — это и есть механизм, через который финансирование ЕБРР, IFC может поступить к частному бизнесу. Другого механизма нет. Если мы ожидаем, что ЕБРР сразу будет инвестировать в 100−200 или большее количество украинских предприятий — этого просто не получится, потому что они по-другому работают. У них нет таких знаний и возможностей. Это задача украинских банков. Знания там уже есть», — пояснил эксперт.