► Подписывайтесь на телеграм-канал «Минфина»: главные финансовые новости
Повышение ставки. Все «за» и «против»
По словам главного экономиста, решение по ставке было реакцией на негативные тенденции на валютном рынке, которые начали угрожать макроэкономической стабильности.
«В первые месяцы войны действенными были жесткие валютные ограничения и фиксация курса, но в мае стало понятно, что спрос на валюту все равно растет. Всплески курса наблюдались на наличном рынке. Нацбанк увеличил продажу валюты из резервов в мае более чем в 1,5 раза, до $3,4 млрд, чтобы удовлетворить спрос на межбанковском рынке», — отмечает Билан.
Она убеждена, что Нацбанк рассчитывает на то, что резкое увеличение ставки будет побуждать Минфин повысить доходность по военным облигациям, что должно увеличить спрос на них со стороны населения, бизнеса и банков.
По ее словам, более активное размещение ОВГЗ на первичном рынке должно «оттянуть» часть спроса на иностранную валюту и снизить потребность в эмиссионном финансировании дефицита бюджета.
«Вместе с возвратом налогообложения импорта (Раде еще предстоит принять закон) это поможет уменьшить дисбалансы на валютном рынке, снизить наличный курс гривны, утолить девальвационные ожидания, а значит снизить риски для будущей инфляции», — написала Билан.
Читайте также: Как купить военные облигации и помочь стране. Инструкция
Но будут и негативы, отмечает главный экономист Dragon Capital.
«Увеличение расходов на обслуживание долга и сокращение его срока до погашения, ведь население/бизнес/банки будут покупать преимущественно короткие бумаги со сроком погашения в следующем году, в то время как НБУ „эмиссионно“ покупал длинные ОВГЗ. Также возрастут расходы бюджета на процентную компенсацию ставки по программам кредитования. Негативное влияние на экономическую активность будет минимальным, ведь банки кредитуют экономику преимущественно в рамках государственных программ», — прокомментировала она.
По ее словам, фактически повышение ставки уменьшает риск обвала валютного курса за счет усложнения бюджетной ситуации.
«Обоснован ли выбор в пользу валютного курса? Во время войны — да. Макрофинансовая стабильность является ключевой для экономики. Можно ли достичь целей постепенным повышением ставки или меньшим скачком, скажем до 15−20%? Возможно. Я ожидала менее резкого повышения, но НБУ решил действовать решительно, что в условиях неопределенности тоже имеет смысл», — подытожила Билан.
Напомним
2 июня Правление Национального банка приняло решение повысить учетную ставку с 10% годовых до 25%.