До 20% и больше

Потребительская инфляция быстро ускоряется. По официальным данным, в конце прошлого года темпы роста потребительских цен составили 10% г/г, а уже в конце апреля темпы достигли 16,4% г/г.

Большинство прогнозистов утверждают, что к концу года инфляция превысит 20%. Все это, преимущественно, последствия войны, которую Россия развязала против Украины. К сожалению, эти негативные последствия вряд ли можно быстро преодолеть.

Инфляция — неприятное явление для рядового потребителя. Оно особенно неприятно в период, когда доходы не растут. Условная среднегодовая инфляция 20% при неизменных доходах по существу означает, что работник в течение года получает заработную плату только за 10 из 12 месяцев. Все согласятся, что это существенное понижение уровня благосостояния. Но доходы большинства украинских домохозяйств сейчас еще и падают из-за того, что часть сотрудников потеряли работу.

Война вдобавок создает еще несколько неприятных особенностей, которые делают рост цен среднестатистического домохозяйства порой значительно выше официальных показателей инфляции.

Читайте также: Прогноз инфляции на 2022−2023 годы. Как сохранить инвестиции

Региональные особенности

Первая важная особенность — огромный разброс в показателях инфляции в зависимости от региона. Сейчас он является самым большим за всю историю сбора статистических данных.
Темпы роста самые высокие в тех областях, где есть оккупированные территории и ведутся боевые действия. Например, по оценкам НБУ, потребительские цены (данные за март) за год выросли на 25,9% г/г в Херсонской области и на 16,4% в Харьковской области — это значительно выше среднего показателя 13,7% в марте для Украины в целом.

В то же время в областях на западе Украины темпы были значительно ниже. Например, в Тернопольской и Житомирской областях цены выросли на 11,2%.

Поразителен и разброс цен на отдельные товары. К примеру, литр подсолнечного масла, по данным Госстата, стоил 83 грн в Херсонской области и 66 грн во Львовской. Такой большой разброс цен свидетельствует, что ключевой фактор инфляции — это проблемы с предложением товаров и услуг.

Быстрее всего выросли цены в регионах, где присутствует враг, где предложение товаров и услуг резко упало из-за ситуации безопасности и нарушенной логистики.

Изменения потребительской корзины

Вторая, достойная внимания, особенность — это резкое изменение структуры потребительской корзины с начала войны. Инфляция — это ничто иное, как изменение средневзвешенных цен на товары и услуги, потребляемые усредненным домохозяйством. Инфляция зависит как от смены цен на конкретные товары и услуги, так и от их веса в потребительской корзине.

Например, Госстат для расчета инфляции учитывает, что еда занимает 41% потребительской корзины домохозяйства, оплата коммунальных услуг — 8,4%, транспорта — 9,3%. Эти весы оценены на основе статистических наблюдений за 2020 год.

Однако после начала полномасштабной войны потребители мгновенно изменили свои потребительские потребности и предпочтения. Это произошло из-за резкого падения доходов, роста безработицы и огромной неопределенности по поводу будущих доходов.

Типичная реакция усредненного домохозяйства — отказаться от потребления всех товаров и услуг, в которых нет острой необходимости. Можно очень приблизительно оценить, что расходы на товары и услуги, которые до войны занимали, по крайней мере, 20% потребительской корзины, упали в разы. Это, например, рестораны, алкогольные напитки, отдых, одежда, бытовые товары.

При этом, выросла доля еды и горючего — по сути товаров первой необходимости. Но именно рост цен на эти товары был самым большим. Поэтому для среднестатистического домохозяйства инфляция сейчас выше официального индекса потребительских цен.

Читайте также: Как сохранить сбережения во время войны

Приблизительные оценки

Третье наблюдение — инфляцию на сегодняшний день можно оценить только очень и очень приблизительно. Многие товары и услуги, которые входили в потребительскую корзину до войны, сегодня просто недоступны. Примеров достаточно — отдельные модели электроники и бытовой техники, бренды одежды и обуви сегодня просто не продаются.

Сузилось и предложение продуктов питания — продукция многих производителей пока не поставляется из-за разрушения производственных мощностей.

Во многих регионах недоступны услуги отдыха, закрыты отели и рестораны, а кое-где и частные учебные заведения и заведения медицины. Поэтому нет возможности сделать замер цен многих составляющих потребительской корзины в отдельных регионах, а кое-где и на всей территории страны.

Еще одна заметная проблема — оценка стоимости горючего. На стендах автозаправок часто показывали цены, по которым горючее можно было купить только в ограниченном количестве и только после нескольких часов ожидания в очередях.

Так можно ли заявленную цену считать такой, которая может быть использована для расчета инфляции? — Вряд ли.

Война создает множество практических проблем с оценкой ключевых макроэкономических показателей, в частности потребительской инфляции. К сожалению, точность и подлинность таких данных резко снижается. Поэтому официальную статистику следует интерпретировать, помня об особенностях военного времени.