Как изменились цены в Украине: топливо — плюс 29,6%, яйца — минус 26,7%

С началом войны немонетарные факторы кардинально усилили свое влияние на инфляционную динамику. Обострение проблем безопасности и логистики привело к опережающему росту цен на продукты питания, лекарства, топливо, транспортные услуги.

Только за март-апрель:

  • продукты питания подорожали на 10,9% (в годовом измерении +23,1%);
  • фармацевтическая продукция — на 12,2% (в годовом измерении +16,7%);
  • автомобильное топливо и масла — на 8,2% (в годовом измерении +29,6%);
  • транспортные услуги — на 5,2% (в годовом измерении +21,9%).

Среди продуктов питания за время войны больше всего подорожали макаронные изделия (+14,1%), рыба (+12,9%), фрукты (+39,3%), овощи (+25,3%). Однако, отдельные товары из-за избыточного производства и логистических экспортных ограничений даже подешевели: яйца (-26,7%).

Весомый вклад в ускорение инфляции внесло передвоенное повышение цен в промышленности, вследствие структурных реформ энергетической сферы и волатильности мировых цен. В феврале годовой рост цен промышленных товаров составил 66%, в т. ч. услуги электро-, газо- и теплоснабжения подорожали в 2,5 раза, стоимость сырой нефти и природного газа — в 2,1 раза, каменного угля — в 2,3 раза, продуктов нефтепереработки — в 1,6 раз, продукции химической промышленности — в 1,5 раза.

Читайте также: Инфляция в Украине превысила 16%. Как изменились цены

Как война изменила ценообразование

Ускорение инфляции еврозоны и особенно удорожание энергоносителей усиливает импорт инфляции в экономику Украины.

По данным НБУ, средняя инфляция основных торговых партнеров Украины ускорилась с 7% в начале года до 10,5% в апреле 2022 года. В довоенной Украине импорт газа, нефти и продуктов нефтепереработки составлял почти 45% потребностей внутреннего использования. Энергоносители составляли 9% в структуре потребительской корзины населения и 13% в структуре промежуточного потребления экономики.

Агрессия РФ кардинально меняет ценообразование на рынках Украины.

В условиях военной экономики монетарные стимулы не могут изменить потребительские/инвестиционные настроения населения и предприятий, а рыночные инфляционные ожидания просто отсутствуют. Постоянные разрушения объектов критической инфраструктуры (в частности, нефтеперерабатывающих заводов и нефтебаз) ограничивают предложение товаров и усложняют логистику, что усиливает эффекты импорта инфляции, давит на цены.

В результате военных действий разрушается производительный потенциал национальной экономики, снижается и без того низкий уровень доходов населения.

Еще до войны, по оценкам МВФ, уровень доходов украинцев был самым низким в Европе в измерении международных долларов по паритету покупательной способности. Прирост сбережений населения вообще отсутствовал. Во время и после войны совокупный спрос еще долго будет оставаться подавленным и не будет оказывать чрезмерного влияния на инфляционные процессы.

Читайте также: Без праздников и зарплаты: как будем работать до окончания войны

Контроль за ценами и политика центробанка

В условиях военной экономики контроль за ценами, скорее, достигается административными мерами, чем процентной политикой центробанка. Именно поэтому с начала войны правительство ввело контроль за ценами на социально значимые товары, а Нацбанк зафиксировал валютный курс и ввел валютные ограничения, что способствовало снижению девальвационно-инфляционного давления на импортные товары.

Кроме того, НБУ зафиксировал учетную ставку на уровне 10% годовых, что способствовало предсказуемости денежно-кредитного рынка.

Однако дизайн монетарной политики все еще нуждается в усовершенствовании для усиления посреднических функций банковской системы в условиях военной экономики. В данных экономических обстоятельствах политика центробанка должна быть целиком и полностью подчинена цели поддержки экономики в соответствии со ст. 6 Закона Украины «О Национальном банке Украины».

Возможность возврата к классическому монетарному режиму инфляционного таргетирования следует рассматривать только после окончания военных действий, восстановления среды безопасности и восстановления рыночных основ функционирования экономической и финансовой системы страны.

Читайте также: Кому помогает НБУ, удерживая курс, и что работает на стабильность гривны