«Минфин» решил рассмотреть основные сценарии развития экономики на этот год. Каждый из них зависит, в первую очередь, от наших успехов на фронте.
Сценарий № 1
Война заканчивается в течение 1−2 месяцев. Армия страны-агрессора отходит до пределов границ Украины по состоянию на 24 февраля 2022 года.
В этом случае страна столкнется с гуманитарными и экономическими проблемами, а также необходимостью адаптации уже освобожденных, но разрушенных врагом территорий Востока и Юга Украины и ряда областей на Севере Украины и предместий Киева.
По данным Министерства финансов, на долю 10 областей, где шли или сейчас идут боевые действия, приходится половина ВВП. Самые важные участки — Харьков, Киев, Мариуполь, Запорожье.
Но уже сейчас видно, что:
- Мариуполь и Харьков придется восстанавливать не менее 2−3 лет.
- Только «мирный» бюджет Киева в 2022 году планировался в пределах 65 млрд гривен. Сейчас он естественно не будет достигать и 70% этой цифры.
- Южный регион (Херсонская и Николаевская области), которые были одними из самых важных в части агросектора и экспорта сельхозпродукции, сейчас могут не вписаться даже в график посевной компании. Это приведет к обвалу их мирных показателей. Аналогичная ситуация в Черниговской, Сумской, Житомирской и частично Киевской областях.
Читайте также: Ущерб от повреждения дорожной инфраструктуры уже достиг 874 миллиардов — Укравтодор
Поэтому, скорее всего, правительству придется сохранить запрет на экспорт отдельных видов продовольствия и оставить военную практику снижения до минимума акцизов и сборов по многим видам импорта: в первую очередь — ГСМ, энергоносителей и отдельных видов продукции критического импорта и машиностроения. Зато сохранятся высокие акцизы на алкоголь и сигареты, чтобы хоть как-то пополнять бюджет. В силу объективных причин продолжат расти цены и на продукты питания.
Помощь Запада: На данный момент украинское правительство уже насчитало порядка $1 трлн потерь от агрессии России. Каждый месяц военных действий обходится Украине в сумму не менее $20 млрд.
Скорее всего, определенный «план Маршалла» будет, но Украине нужно будет очень быстро его согласовывать с западными кредиторами. Ведь как только угроза войны РФ со странами ЕС снизится, экономические проблемы Украины станут все меньше интересовать Запад. И если мы будем медлить, то получим лишь «выражение озабоченности» по поводу экономической разрухи в стране, как это уже было в части предоставления отдельных видов вооружения странами НАТО.
По прогнозу «Минфина», в рамках этого сценария Запад предоставит в разных вариантах помощь максимум на $130−200 млрд. И во многом на оплату своих же товаров, предоставленных услуг
Репарации от РФ: Репарации со стороны РФ составят максимум $100−150 млрд. Западные страны «заморозили» до $300 млрд золотовалютных резервов России в «живой» валюте и до $700−950 млрд в виде недвижимости олигархов, яхт
Читайте также: Как Украине получить репарации от россии
Итак, только при нынешних фактических потерях Украины в размере $1 трлн мы можем получить от Запада до $200 млрд плюс от России — до $150 млрд. Оставшиеся $650 млрд (и это минимум) Украине придется покрывать за счет собственных источников и за счет привлечения иностранного частного капитала.
Частично спасет положение «теневой сектор», который отчасти компенсировал падение официального ВВП и при других катаклизмах. Но основным фактором все же станет необходимость перехода нашей экономики к более открытой модели с окончательным запуском рынка земли с 2023 года и снятием многих бюрократических и судебных препон для иностранных инвесторов.
Как вариант — привлечение частных западных инвесторов к восстановлению инфраструктуры целых регионов Украины в обмен на преференции в налогообложении, использовании местных ресурсов
Не стоит сбрасывать со счетов и тот факт, что в ЕС и США сейчас наблюдается определенный экономический застой. Поэтому возможность оживить свои экономики за счет глобальной модернизации и восстановления Украины — для них очень даже интересный вариант.
Читайте также: Международная помощь Украине: 95% — кредиты, которые нужно возвращать после войны
Сценарий № 2
Военные действия переходят в затяжной формат на минимум на 3−6 месяцев с периодическими затуханиями и стремительными обострениями.
В этом случае экономика Украины окончательно переходит на военные рельсы. Запад нас обеспечивает товарами первой необходимости и военными поставками от оружия до обмундирования и топлива. Экономические потери в зоне боев нарастают. Даже исходя из прогнозной цифры правительства по затратам на войну в $20 млрд в месяц, то за полгода ущерб вырастет еще как минимум $120 млрд. А общая цифра может достичь, минимум, $1,5 трлн.
В этом случае, кроме прямых военных потерь и потерь гражданских лиц во время боев, придется добавить еще один фактор: украинцы, которые бежали от войны, начнут постепенно оседать за рубежом. Если в Украине не будет надлежащих условий для проживания, то из 4,1 млн человек, выехавших за границу, в страну не вернется около миллиона.
Пока беженцы в ЕС — это в основном, молодые женщины и дети. Со временем к ним присоединится и мужская часть населения. Есть вероятность, что большая часть квалифицированных кадров для Украины будет потеряна.
Читайте также: 300 злотых подъемных и зарплаты ниже официальных: как живут наши беженцы в Польше
Если объемы репараций от РФ и помощи со стороны Запада останутся теми же, что в сценарии № 1, увеличение суммы экономических потерь ляжет дополнительным бременем на оставшееся население страны. А дальнейшая и более мощная «деиндустриализация» Украины за счет разрушений гражданских и военных объектов только усилится.
Поэтому станет еще более принципиальным вопрос о том, чтобы в страну зашли западные инвесторы, которые бы не только участвовали в программах послевоенного восстановления Украины, но и принесли бы сюда новые технологии.
Сценарий № 3
Конфликт «замораживается» и переходит в стадию вялотекущих дипломатических переговоров. Война идет в «окопном» формате в границах теперешних позиций войск на территории нашего государства.
Этот сценарий наиболее опасен для Украины в экономическом, политическом, и в военном отношении. Ориентировочный уровень военных затрат Украины в этом случае сохранится в объеме $20 млрд ежемесячно, а мирные инвестиции в страну будут полностью «заморожены». Хотя при отсутствии активных военных действий они могут частично снизиться.
Как показывает опыт Косово, Палестины и других проблемных регионов, нормальной экономической жизни в такой ситуации нет. Уровень благосостояния и других экономических показателей развития остается крайне низким. Это будет стимулировать отток граждан за границу.
Например, территорию бывшей Югославии за время войны окончательно покинуло до четверти населения страны. В результате когда-то относительно богатое, даже по западным меркам, государство распалось на множество стран с разным уровнем жизни. В большинстве он до сих пор не превышает уровня начала югославского конфликта.
Кроме этого, в оккупированных областях начинается зачистка «проукраински настроенных граждан», создаются фейковые республики, усиливаются социальные и криминальные проблемы. Регионы откатываются в своем развитии на годы назад. И вернуть их жизнь в нормальное довоенное русло уже очень сложно.
Но стране-агрессору сценарий долговременных военных действий также не выгоден. Постоянные расходы на содержание армии, санкции Запада в сочетании с антироссийскими настроениями в мире, партизанская война местного населения против захватчиков, действиями ЗСУ и ТРО на фронтах, персональные санкции против властной верхушки и российских олигархов — грозят окончательно подорвать экономику России и отбросить ее показатели на 10−20 лет назад.
Поэтому, как бы не хотела провластная верхушка РФ рапортовать о победе в Украине, по факту все проблемы для них только начинаются. Это заставит Россию садится за стол переговоров с все более реалистичными решениями. Иначе война в Украине по долгоиграющему сценарию может окончательно превратиться в экономическую, политическую и военную ловушку для РФ.