Денег достаточно для того, чтобы рассчитываться с вкладчиками, выплачивать депозиты, осуществлять платежи даже во время полномасштабной войны. В течение, как минимум, полугода. Даже, если никакие кредиты не будут обслуживаться и возвращаться, — а это не так, многие бизнесы и дальше добросовестно обслуживают свои кредиты. Даже без поддержки НБУ и акционеров, — а, как минимум, НБУ готов оказывать поддержку.
Цифры
На 1 февраля вклады населения в банках составили 713,5 млрд грн. Из них:
- срочные депозиты — 314,5 млрд грн,
- вложения до востребования (те, которые можно забрать или потратить в любое время) — еще 399 млрд грн.
- бизнес-депозиты — 788 млрд грн, из них срочные 149 млрд, до востребования — 639 млрд грн.
Итак, в целом депозиты, население+бизнес, до востребования — это 1 038 млрд грн. Срочные — это преимущественно краткосрочные, до 6 месяцев, — 463 млрд грн.
Важная для понимания деталь. Даже средства до востребования, даже при максимально возможном шоке и панике, не снимаются сиюминутно. Это невозможно как технически (напротив, чем больше шок, тем больше ограничений на физическое снятие, банкоматы и отделения закрываются, если своими словами), так и с точки зрения здравого смысла.
Очень пессимистический сценарий оттока депозитов, крайне пессимистический, назвал бы его даже гипотетическим, потому что это может быть действительно в случае очень затяжной войны и разрушения чуть ли не половины инфраструктуры страны. Это отток 60% депозитов населения до востребования и 50% срочных в течение 3 месяцев. Для бизнеса — отток 25% срочных депозитов и средств до востребования/там несколько сложнее, есть определенные миграции средств между категориями, и в целом минус 25% — это «очень пессимистический сценарий"/
То есть при крайне пессимистическом, фактически нереальном сценарии отток средств населения и бизнеса может достигнуть около 593,6 млрд грн. Пусть 600 млрд. Это не более трети всех обязательств банковской системы на 1 февраля 2022 года.
Читайте также: Президент предложил гарантировать украинцам 100% банковских вкладов. НБУ поддержал
Чем это можно компенсировать и можно ли?
Потенциальные компенсаторы:
1) Прямой кеш, то есть денежные средства и их эквиваленты, включая депозитные сертификаты НБУ, — 141,2 млрд грн.
2) ОВГЗ
Самая большая составляющая высоколиквидных активов банков: 556,1 млрд грн. Здесь заслуживает внимания ремарка. Сейчас НБУ может и вправе выкупать ОВГЗ у банков на вторичном рынке. То есть, если банк или банки нуждаются в средствах из-за оттоков депозитов, есть возможность получить деньги, продав ОВГЗ регулятору (да, это эмиссия, но во время войны потенциальная эмиссия лучше, чем потенциальная паника).
3) Дополнительный источник ликвидности: денежные средства на ностро-счетах в иностранных банках.
Та самая «избыточная ликвидность», о которой многие говорили до войны, что это плохо; сейчас она играет в нашу пользу: 201,2 млрд. грн.
Итак, в целом, кеш+ОВГЗ = 697,3 млрд грн. Кеш+ОВГЗ+средства в иностранных банках = 899 млрд грн.
Даже первой суммы, без учета «иностранного межбанка», достаточно, чтобы система выдержала любой спрос на ликвидность, любое массовое снятие депозитов населения в течение как минимум трех месяцев. На самом деле в течение более полугода. Даже без дополнительных мер в виде госгарантий на все депозиты, массовой эмиссии, широкого рефинансирования банков
То есть, возвращаясь к началу. Запас ликвидности в системе чрезвычайный, достаточный для войны. Нет никаких оснований ожидать кризиса ликвидности или невозврата депозитов.
Читайте также: ВР готова увеличить гарантии по депозитам: клиентам каких банков повезет больше всего