►Подписывайтесь на «Минфин» в Instagram :
главные новости об инвестициях и финансах
Marks and Spencer, Burger King и гостиничные группы Marriott и Accor продолжают свою деятельность в РФ. Они объясняют это сложными франшизными соглашениями, не позволяющими им покинуть страну. В рамках этих соглашений международные бренды выдают лицензии третьим лицам и не владеют бизнесом, использующим их торговую марку.
Всего у этих фирм осталось около тысячи открытых точек. У Burger King — 800 ресторанов, еще 48 магазинов — у M&S, а у Marriott and Accor — 28 и 57 отелей соответственно.
Ловушка франчайзинга
По данным BBC, некоторые компании заключили франшизные сделки, не позволяющие им убрать свои имена из российских торговых центров. Многим из этих соглашений уже десятки лет. К примеру, магазинами M&S управляет турецкая компания FiBA, получившая лицензию на продажу продукции M&S в Восточной Европе еще в 1999 году. M&S утверждает, что после начала вторжения перестал поставлять FiBA товары.
Restaurant Brands International, которому принадлежит Burger King, тоже отдала рестораны под управление франчайзи. Компания подчеркнула, что «долгосрочные юридические договоренности будет тяжело изменить в ближайшем будущем».
Читайте также: РФ остались без Xerox, Panasonic и сертификатов безопасности для вебсайтов
Marriott, IHG и французская сеть Accor, которой принадлежат такие бренды как Ibis и Novotel, работают в РФ по похожему принципу.
Marriott сообщила BBC, что ее отели в России принадлежат третьим лицам. Но компания заявила, что «продолжит оценивать способность этих гостиниц продолжать деятельность». Это может быть сигналом, что она пытается пересмотреть свои соглашения о франшизе.
Юридические сложности
Как объясняет Грэм Пейн, специалист юридической фирмы Bird&Bird, франчайзинг пользуется такой популярностью среди западных брендов, поскольку позволяет им легко заходить на рынки, где у них нет опыта и знаний.
Он добавляет, что разорвать такие контракты гораздо сложнее, чем кажется рядовым гражданам. А нарушение сделок, некоторым из которых уже более десяти лет, может иметь для франчайзеров далеко идущие последствия.
Виктория Хоббс, партнер фирмы Bird&Bird объясняет, что в большинстве франчайзинговых соглашений заложена возможность разрыва, если действия франчайзи вредят репутации франчайзера. Если, например, владелец франчайзи имеет связи с Путиным, сделка может быть расторгнута.
Читайте также: «У дяди Вани» вместо McDonald's: в России таки регистрируют новую торговую марку
Проблема в том, что большинство собственников в России не делают ничего противоправного. С точки зрения английского права такие контракты нельзя расторгнуть, комментирует Хоббс.
Более того, даже если суд в Великобритании станет на сторону франчайзера, российский суд будет саботировать решение, добавляет Джон Пратт, партнер крупнейшей в Европе команды специалистов по франчайзингу.
Однако некоторым удается договориться. Yum Brands, владеющая KFC и Pizza Hut, заявила, что завершает со своим основным франчайзи соглашение о приостановлении деятельности Pizza Hut.
Компании пытаются помочь Украине
Все из приведенных фирм, до сих пор работающих в РФ, выразили намерение помочь Украине в рамках своих возможностей.
-
Компания Accor, имеющая в РФ 57 фирменных гостиниц и 3500 сотрудников, приостановила все запланированные открытия гостиниц и прекратила предоставление услуги в гостиницах, попавших под санкции.
-
Marriott и IHG Hotels & Resorts, каждый из которых владеет 28 гостиницами, работающих в России под своим брендом, также остановили развитие гостиниц и инвестиции в них. Также компании закрыли свои корпоративные офисы в Москве, которыми они владеют прямо, и над которыми сохраняют контроль.
-
Burger King перенаправляет свою прибыль от франчайзинговых операций в России на гуманитарные нужды
-
M&S направил более 1,5 млн фунтов стерлингов в поддержку беженцев и предоставит 20 000 курток и термобелья.
Читайте также: В результате Украина потеряла $565 млрд: сколько уже покрыл Запад