► Подписывайтесь на телеграм-канал «Минфина»:
главные финансовые новости
«Европейский Союз не может так сильно зависеть от поставщика энергии, угрожающего начать войну на нашем континенте. Государственная компания „Газпром“ намеренно пытается накапливать и поставлять настолько низкий объем газа, насколько это возможно. Учитывая что цены на газ и спрос на него взлетели, это очень странное поведение компании», — заявила фон дер Ляен.
По ее словам, Европейский Союз должен диверсифицировать как поставщиков, так и источники энергии. Эта работа уже проводится с помощью партнеров и друзей ЕС по всему миру.
«Сегодня я могу сказать, что даже в случае полного прерывания поставок газа из России мы уже на „безопасной стороне“ этой зимой. В средней и длительной перспективе мы удвоим долю возобновляемых источников — солнца, ветра, гидроэнергии, „зеленого“ водорода, — и это усилит стратегическую независимость Европы в энергетике», — подчеркнула президент Еврокомиссии.
Читайте также: США договариваются об альтернативных путях поставки газа в Европу в случае агрессии РФ
Она напомнила, что источником около 24% всей энергии в ЕС является газ. 90% этого газа ЕС импортирует и 40% из этого импорта — из России.
Предыстория
Еще с осени 2021 года Россия постепенно сокращает транзит газа в Европу, несмотря на рост цен на него. Как следствие, в европейских странах (и в Украине также) выросли цены на отопление и производство ряда товаров, нуждающихся в голубом топливе.
Так, с октября 2021 Россия прекратила транзит газа через Украину в Венгрию, а в течение 10−16 января 2022 транзит упал до четырехлетнего минимума.
На этом фоне «Нафтогаз Украины» подал жалобу в Европейскую комиссию против российского «Газпрома», обвинив его в злоупотреблении своим положением на европейском рынке газа.
Читайте также: Энергокризис в Европе угрожает экономическому восстановлению еврозоны в 2022 году
Россия отрицает обвинения Украины и европейских стран и утверждает, что в росте цены на газ виновата сама Европа, которая, во-первых, стремится перейти от долгосрочных контрактов на покупку газа на спотовые цены; во-вторых, тормозит ввод в эксплуатацию «Северного потока-2»; и в-третьих, отказывается от использования альтернативных энергоносителей из-за намерений перейти на «зеленую» энергетику.