Тема кибербезопасности и платежного мошенничества остается актуальной во всем мире и Украина не исключение. В частности, Национальный банк констатирует рост активности мошенников в прошлом году.
«Если говорить об уровне ущерба от незаконных действий с платежными картами в общем объеме всех таких операций, то он остался относительно низким. В прошлом году на один миллион гривен расходных операций с использованием платежных карт на незаконные действия или сомнительные операции приходилось 65 гривен. Это не много, но больше, чем в 2020 году: тогда было 48 гривен, — сказал заместитель Председателя Национального банка Алексей Шабан. — Именно поэтому мы считаем, что нужно напомнить гражданам о правилах безопасных онлайн-платежей и поведения в виртуальном пространстве. Ведь главное оружие против мошенников сегодня — это осведомленность».
Самым популярным методом мошенничества с платежными картами в Украине, как и в мире, традиционно остается социальная инженерия, благодаря применению которой люди сами переводят деньги аферистам или раскрывают им данные своих карт.
Директор Департамента платежных систем и инновационного развития Национального банка Андрей Поддерёгин рассказал, что, с одной стороны, Национальный банк видит продолжение позитивного тренда на замену форм-фактора платежных карт с чисто магнитной полосой на более защищенные карты с чипом. Это отразилось, в частности, и в объемах мошенничества в таких каналах, где используется физическая карта — торговая сеть и банкоматы. Так, на один миллион гривен расходных операций с использованием платежных карт объем убытков от мошеннических действий в торговой сети уменьшился с 61 гривны (в 2020 году) до 40 гривен (в 2021 году), в банкоматах — с 33 гривен (в 2020 году) до 29 гривен (в 2021 году).
Также за прошлый год почти на 45% уменьшилась средняя сумма мошеннической операции в торговой сети — с 1 984 гривен (в 2020 году) до 1086 гривен (в 2021 году). В среднем на одну незаконную операцию в 2021 году приходилось около 1 600 гривен, что на 16% меньше, чем в 2020 году (1900 гривен).
«В то же время мы наблюдаем, что на один миллион гривен расходных операций с платежными картами, проведенных в сети Интернет, объем убытков увеличился с 61 гривны (в 2020 году) до 114 гривен (в 2021 году), — отметил Андрей Поддерёгин. — Если сравнивать Украину и Европу, то у нас показатель относительных убытков от общего объема операций с платежными картами остается значительно меньше. В Украине это 0,0065% (то есть 65 гривен убытков на один миллион гривен), а в странах ЕС, по данным Европейского центрального банка, этот показатель в несколько раз выше и достигал 0,036% в 2019 году (то есть 360 евро убытков на один миллион евро). Фактически мошенничество через сеть Интернет является мировым трендом. И в большинстве случаев люди становятся жертвами мошенников из-за несоблюдения основных правил платежной безопасности"_.
В 2021 году украинцы чаще выбирали безналичные платежи и покупки онлайн, что обуславливалось как продлением карантинных ограничений, так и изменениями в привычках пользователей платежных карт. Это стимулировало мошенников, которые не оставляли попыток обмануть граждан, в том числе и в виртуальном пространстве.
«Обеспечение высокого уровня кибербезопасности в финансовом секторе является одной из основных целей Национального банка. Мы комплексно подходим к решению этой задачи, нормативно регулируя ключевые аспекты киберзащиты, увеличивая потенциал Центра киберзащиты Национального банка, повышая компетенцию работников подразделений киберзащиты банков Украины, — пояснил заместитель руководителя Центра киберзащиты НБУ Роман Проскуровский. — В то же время для нас также очень важна тема повышения киберобизненности и безопасного поведения граждан — клиентов финансовых учреждений в виртуальном пространстве. В частности, надежная защита паролей к аккаунтам. Особенно привязанных к финансовому номеру телефона, ведь это основное средство взаимодействия финучреждений и их клиентов. Фактически он является идентификатором клиента, что дает возможность гражданину осуществить доступ к управлению своими средствами. Поэтому важно соблюдать соответствующие правила безопасного использования финансового номера телефона».
Так, важным направлением кампании станет разъяснение простых правил, которые следует соблюдать во время взаимодействия с киберпространством, в частности в финансовых вопросах, — желательно иметь отдельный телефонный номер для взаимодействия с финансовым учреждением, зарегистрировать его и «привязать» к своим паспортным данным, внимательно следить за тем, где размещается информация о финансовом номере, контролировать свой мобильный телефон и не оставлять его без присмотра.
«За 2021 год киберполиции удалось задокументировать преступную деятельность и направить в суд более 2000 уголовных производств, которые касаются именно интернет-мошенничества, к их совершению были причастны 422 злоумышленника. Также в работе на сегодня находится еще более 6600 производств. Кстати, именно мошеннические действия в сети Интернет составляют почти 70% от всех обращений, которые поступают в киберполиции. Самыми распространенными в 2021 году мошенническими схемами были: продажа несуществующих товаров, псевдовыигрыши, телефонные мошенничества, фишинговые ресурсы для присвоения денег или сбора персональных данных, завладение деньгами под предлогом сверхприбылей и просьбы знакомых о помощи в социальных сетях. В целом за прошлый год, по зафиксированным Национальной полицией случаями, киберпреступники обманули граждан более чем на 193 миллиона гривен», — отметил руководитель отдела противодействия преступлениям в сфере компьютерных систем Департамента киберполиции Евгений Дороганов.
Вячеслав Пузанов, руководитель Центра мониторинга транзакций, подразделения кибербезопасности ПУМБ, отметил: «в ПУМБ создана мощная система противодействия мошенничеству: работает специальное подразделение и используется современное программное обеспечение, которое анализирует операции клиентов и выявляет подозрительные. В 2021 году ПУМБ усовершенствовал работу системы «Антифрод», еще больше минимизировал риски мошенничества. За год банк достиг снижения потерь клиентов от мошеннических операций в цифровых каналах на 59%, уменьшения количества пострадавших от мошенничества клиентов на 53%. Благодаря эффективной работе фрод-мониторинга сохранено 200 млн грн на счетах 11 тысяч клиентов ПУМБ. Понимая важность образовательной работы, продолжаем рассказывать клиентам во всех каналах банка о правилах безопасного поведения в виртуальном пространстве, популярных мошеннических схемах и защите персональных данных. Поддержка проекта НБУ #ШахрайГудбай — наш последовательный шаг в работе по повышению финансовой грамотности украинцев"_.
Информационная кампания продлится в течение следующих трех месяцев во всех регионах Украины. В рамках кампании Национальный банк совместно с партнерами будет информировать граждан о том, как уберечься от платежного мошенничества, в частности через обновленную тематическую страницу (лендинг) #ШахрайГудбай с подробной информацией о кампании и правилах поведения в виртуальном пространстве.