Законопроект об экономическом паспорте (№ 6394) хотели принять еще до Нового года, но не успели. До вынесения в сессионный зал нужно было взять 14-дневную паузу, чтобы дать шанс появиться альтернативным законопроектам. Теперь все формальности соблюдены — к этому моменту в парламенте зарегистрировано сразу три альтернативных варианта финансовой поддержки будущих поколений.
Комитет прогнозируемо рекомендовал рассмотреть № 6394, авторства президента. Хотя, как сообщила председатель рабочей группы по проработке проектов депутат Ольга Василевская-Смаглюк, в альтернативных вариантах «есть существенные предложения, которые решено учесть при подготовке проекта ко второму чтению».
Рассмотрение президентских предложений не стали откладывать в долгий ящик: уже в этот четверг, 27 января, его будут голосовать в первом чтении.
Пять главных фактов о Фонде будущих поколений
Экономический паспорт- программа распределения доходов государства от недр. Средства будут накапливаться в специально созданном Фонде будущих поколений и затем выплачиваться молодым украинцам.
Кто может претендовать на выплаты за программой
Деньги будут выплачиваться гражданам Украины, которые родились с 1 января 2019 г (и позднее) по достижении ими 18-летнего возраста. Получить средства можно раньше в случае серьезной болезни ребенка. Сейчас также рассматривается возможность досрочного получения средств, если ребенок начинает обучение по контракту раньше 18 лет.
Для получения выплаты участник Фонда должен быть гражданином Украины и постоянно проживать на территории страны в течение последних 5 лет.
Сколько получит участник программы
Каждый год на участника Фонда государство будет отчислять не менее двух минимальных заработных плат на 1 января. То есть, поступления будут расти с ростом минимальной зарплаты. Первый годовой взнос в Фонд планируется провести в 2023 году. Он составит 21,8 млрд грн из расчета двух размеров минимальной зарплаты (7176 грн) и прогнозной статистики рождаемости.
Дети, родившиеся раньше запуска программы, получат компенсации за предыдущий период. Например, ребенок 2019-го года рождения, получит свои начисления за 2019−2022 годы.
По предварительным оценкам, одному участнику Фонда будущих поколений достанется около 600 тыс. грн в первый год выплат (2037 год).
На что можно будет потратить деньги
Получатель сможет перечислить средства на:
- обучение в украинских вузах,
- покупку собственного жилья,
- перечисление на собственный пенсионный счет,
- лечение тяжелых заболеваний (при наличии критических состояний здоровья, подтвержденных в установленном порядке, в любое время до достижения 18 лет).
В случае смерти получателя средства получит его наследник. Цели расходов при этом учитываться не будут.
Где возьмут деньги для наполнения Фонда
Главный источник поступлений — взнос государства. Он будет осуществляться за счет средств специального фонда госбюджета, в который начнут зачислять:
- 70% рентной платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых общегосударственного значения (в 2023 году — 35% с ежегодным увеличением на 5% до достижения 70%);
- 95% рентной платы за пользование недрами для добычи нефти, природного газа и газового конденсата (в 2023 году — 47,5% с ежегодным увеличением на 5% — кроме последнего года, в котором увеличивается на 2,5% — до достижения 95%);
- рентную плату за пользование недрами в пределах континентального шельфа и/или исключительной (морской) экономической зоны Украины (в 2023 году 50% с ежегодным увеличением на 5% до достижения 100%).
Также активы Фонда будут формироваться за счет:
- инвестиционного дохода от размещения средств участников Фонда в различные инструменты,
- штрафных санкций, пени, других платежей в пользу участников Фонда.
Как будут сохранять и преумножать деньги Фонда
Средства планируется инвестировать в государственный долг через покупку ОВГЗ. Очевидно, допускается размещение средств на банковских депозитах. Поскольку в законопроекте устанавливается ограничение — в одном банке не может храниться более 10% средств Фонда.
Ко второму чтению планируется расширить возможности инвестирования средств Фонда и сформировать исчерпывающий перечень допустимых финансовых инструментов. В частности, на комитете обсуждалась возможность вложений в объекты энергетики, инновационные бизнес-проекты
Пять аргументов «за» и «против» создания Фонда будущих поколений
Нарушение Конституции или «нужно с чего-то начинать»
Запуск проекта уже сопряжен с ущемлением прав. Во-первых, инициатива предполагает открытие счета для детей, родившихся после 1 января 2019-го. Почему проигнорированы права детей, родившихся ранее, глава Комитета по финансам, налоговой и таможенной политике Даниил Гетманцев пояснил так: «Мы пришли к власти в 2019 году, обещали это в 2019 году. И поэтому логично с 2019 года эту программу распространять».
Во-вторых, главный источник наполнения Фонда — платежи за недропользование. Но поскольку недра по Конституции принадлежат всем гражданам, то использование платы за них на нужды отдельной категории (детей) будет дискриминировать права других граждан и нарушать Основной закон.
«Конечно, есть за что эту инициативу критиковать. Например, она распространяется на детей 2019 года, а не на всех детей. Но логика наша проста: с какого-то момента нужно начинать, а потом эту инициативу будут расширять как на других детей, так и на пенсионеров», — сказал в интервью «Интерфакс-Украина» глава парламентской фракции «Слуга народа» Давид Арахамия
Украина хочет стать Норвегией, почему это нереально
Идея поддерживать финансово юных украинцев выглядит очень респектабельно. Реализуя ее, Украина станет в один ряд с такими богатыми странами, как Норвегия и ОАЭ.
Например, Государственный пенсионный фонд Норвегии считается одним из крупнейших в мировых масштабах фондом сбережений суверенного богатства со стоимостью активов $1,35 трлн.
В Объединенных Арабских Эмиратах подобные фонды формируют за счет доходов от добычи нефти. К 18-летию участника программы там накапливается порядка $100 тыс.
В Ирландии за каждого ребенка выплачивается $2,5 тыс, из которых часть выдается родителям сразу при рождении, далее — при достижении ребенком 4-летнего возраста, остаток можно снять после того, как ребенку исполнится 12 лет.
Почему же Украина не может повторить такой опыт?
Как правило, подобные фонды успешно работают лишь при наличии у государства избыточных ресурсов. Например:
- высокой доли добывающей промышленности (в первую очередь, нефтяной и газовой). Скажем, в той же Норвегии на газ приходится около 40% экспорта, а его добыча формирует 17% ВВП. У нас же доля добывающей промышленности в национальном продукте сравнительно невелика и продолжает снижаться- до 5,6% в 2020 году и до 5% в первом квартале 2021 года.
- относительно небольшого количества потенциальных получателей выплат. Например, в ОАЭ, где действует Abu Dhabi Investment Authority, местное гражданство имеет лишь 15% из почти 10 млн жителей. У нас в год, по расчетам Гетманцева, рождается примерно 300 тыс детей. Соответственно, к моменту первых выплат (2037 г) количество участников Фонда приблизится к 5,5 млн. Сейчас у нас насчитывается примерно 41,6 млн граждан. Таким образом, уже к запуску выплат счета в Фонде будут иметь примерно 13% украинцев.
Но самое главное условие — наличие бюджетного профицита или, в крайнем случае, небольшой внешний долг. Украинский же бюджет хронически дефицитный (в этом году его максимальная планка — 188,8 млрд грн), а долги — заоблачные. Бюджет-2022 предусматривает предельный размер долга на уровне 2,7 трлн грн при доходах в 1,3 трлн грн. По итогам 202о г, госдолг составил 53,9% ВВП.
У кого отберут доходы от ренты или кто доплатит за детей
Одна из главных претензий противников президентской инициативы — сознательное формирование новой дыры в бюджете. Сейчас львиная доля ренты на пользование недрами направляется на финансирование расходов общего фонда казны. Соответственно, изъятие этих средств будет означать дополнительный дефицит казны.
«По предварительным оценкам, бюджетные расходы в форме взносов в Фонд могут в 2030 г. составить около 1% ВВП в год — это примерно треть бюджетного дефицита, который считается безопасным (около 3% ВВП), примерно одна десятая расходов Пенсионного фонда, или треть расходов на оборону сегодня», — говорится в обращении экономического сообщества к депутатам с призывом не поддерживать соответствующий законопроект.
Сторонники идеи «подъемных» для молодежи говорят о возможном расширении источников наполнения Фонда. «Я не исключаю, что отчисления будут не только от ренты, но и от других платежей. К примеру, от приватизации, импортного НДС», — объяснил Даниил Гетманцев.
Но главный козырь ОП припрятал в рукаве. «Что означает экономический паспорт украинца? — Благодаря повышению рентной платы деньги будут идти целевым назначением на персональные счета детей. Фактически это будет перераспределение сверхприбылей олигархов в пользу детей», — говорит Андрей Новак, глава комитета экономистов Украины.
Власть, скорее всего намерилась наполнять Фонд не столько за счет текущих поступлений от ренты, сколько от дополнительных доходов именно от повышения платы за недропользование. Об этом завуалированно говорится и в пояснительной записке к законопроекту.
«Рентная плата за пользование рядом недр в Украине является низкой по сравнению со многими странами. Попытки повысить эту плату обычно сталкиваются с сопротивлением бизнеса. Главным аргументом становится то, что бизнес не понимает, как именно используются их налоги. Использование ренты для наполнения Фонда даст бизнесу уверенность, что эти платежи используются на определенные цели», — говорится в документе.
Однако даже существенное повышение может не спасти ситуацию. Поскольку расходы на Фонд будут просто колоссальными. Вот как это выглядит по расчетам Ольги Полуниной, менеджер DiXi Group по вопросам устойчивого развития, эксперт НадраMonitor:
По данным сервиса «Опендатабот», за период 2015—2020 гг. ежегодная рождаемость в Украине колебалась от 411 до 293 тыс. человек. Это значит, что через 18 лет государству нужно будет ежегодно резервировать от 149,64 до 257,34 млрд грн (с учетом тенденции спада рождаемости в последующие годы сумма может уменьшаться).
Например, на обеспечение вкладов на счета родившихся в 2019—2020 гг., которые уже входят во временной промежуток инициативы, к 2037−2038 гг. нужно будет выделить около 193 и 183 млрд грн соответственно.
Инвестиции фонда: сохраняем сбережения или увеличиваем госдолг
Создавать сейчас такой фонд — большой риск. Опыт того же норвежского аналога — яркое тому подтверждение. Например, в течение 10 месяцев мирового финансового кризиса (
При таких раскладах, как поясняют разработчики законопроекта, средства на счетах будут компенсироваться из бюджета. Но авторы инициативы уверены, что такого провала не случится, поскольку средства в основном будут вкладываться в надежные ОВГЗ.
И это еще один вектор для критики.
«Инициатива по введению экономического паспорта украинцев свидетельствует о том, что власть не понимает принципы экономики. Ведь исходя из предложенного механизма государство вместо того, чтобы забирать рентные платежи в государственный бюджет и направлять их на необходимые выплаты, будет получать их в форме кредитных обязательств, и платить с них проценты. За 18 лет власти сформируют дополнительный долг, который ляжет на граждан Украины, которые достигнут 18 лет», — считает экономист Борис Кушнирук.
Фонд снова поссорит нас с МВФ, но решит другую задачу власти
Пока МВФ не высказал официальной позиции по поводу предлагаемых бюджетных новаций. Однако исходя из того, что кредиторы всегда болезненно относились к любым потенциальным снижениям поступлений в казну, инициатива с созданием Фонда будущих поколений им вряд ли понравится.
Зато 53% опрошенных украинцев положительно относятся к идее введения экономического паспорта. Об этом свидетельствуют результаты опроса, проведенного социологической группой «Рейтинг» в течение 6−8 декабря 2021 года. А это значит, что запуск Фонда однозначно положительно скажется на рейтинге президента и, кстати, станет гвоздем в крышку гроба его сменщика, который осмелится свернуть его работу.