►Подписывайтесь на «Минфин» в Instagram :
главные новости об инвестициях и финансах

В этом году свои громкие IPO провели Rivian и Lucid Motors — два производителя электрокаров, чья суммарная стоимость составляет $150 млрд. Ни одна из них еще не принесла прибыли и они только начали выдавать ключи своим клиентам.

Ряд других американских производителей электромобилей, в том числе Canoo, Lordstown Motors и Fisker, вышли на биржу с гораздо более низкими оценками и обещаниями начать доставку авто в 2022 или 2023.

Пока это только обещания. Единственным производителем электромобилей, имеющим настоящий бизнес, остается Tesla, чья капитализация достигла $1,2 трлн в прошлом месяце, прежде чем опуститься на 19%. Кроме того, традиционные автопроизводители тоже начали производить электромобили. Самыми популярными являются Chevrolet Bolt, Nissan Leaf, Ford Mustang Mach-E, Mini Cooper SE и Porsche Taycan.

Читайте также: Какие самые популярные электрокары в Украине (рейтинг)

Конкуренты Tesla только начинают производство

Инвесторы делают ставку на то, что в 2022 году производители электромобилей смогут перейти от технологий и элегантного дизайна к промышленному производству. Но для этого им придется преодолеть разрывы в цепях поставок, дефицит рабочей силы, инфляционное давление, рост конкуренции и возможный рост капитальных затрат.

Во время своего IPO Rivian утверждал, что сможет выполнить имеющиеся в то время заказы до конца 2023 года. В третьем квартале компания продала свои первые 11 автомобилей за $1 млн. Она также сообщила, что не сможет достичь своей цели в 1200 изготовленных машин за 2021 год. За последний квартал компания потеряла $1,23 млрд — немалая цифра, но учитывая $13,7 млрд, которые компания привлекла через IPO, и ее текущую рыночную капитализацию в $87 млрд, она сможет ее выдержать.

Rivian также пытается войти в сектор логистики — компания договорились поставить Amazon 100 000 фургонов, 10 000 из них — уже в следующем году.

Читайте также: Илон Маск прокомментировал феерическое IPO компании-конкурента Rivian

Lucid, с другой стороны, ориентируется на седаны. Сейчас она принимает заказы на свой Air Pure, который, по словам компании, может проехать без подзарядки 643 километра. Стоимость авто начинается с $77 400.

Зарядные станции отстают

«Все говорят о производителях авто, но в конечном счете им понадобятся заправки. Мы говорим о пятикратном росте количества зарядных станций за следующие несколько лет,» — комментирует Дэн Пипитоне, CEO TradeZero.

В ноябре сектор получил толчок благодаря инфраструктурному плану президента США Джо Байдену. План предусматривает строительство к 2030 году 500 000 зарядных станций по всей стране. На их развитие было выделено $7,5 млрд.

Зарядные станции выигрывают, независимо от того, какой электромобиль выберут клиенты, поэтому они должны быть более безопасной инвестицией. Однако им не хватает узнаваемости и бренда, резонирующего с клиентами. Поэтому пока больше выиграют именно производители электрокаров, растущие больше на ажиотаже, чем на финансовых показателях.

Читайте также: Инвестировал в станции для зарядки электромобилей и потерял $16 тысяч

Падения и задержки

Энтузиазм инвесторов уменьшается, когда речь заходит об остальных производителях, все из которых вышли на рынок через компании-пустышки. Это не удивляет, если вспомнить истории Nikola и Lordstown.

На момент выхода на рынок в июне прошлого года Nikola смогла достичь $30 млрд, превзойдя Ford. Год спустя основателя компании Тревора Милтона признали виновным в мошенничестве — присяжные пришли к выводу, что он «солгал почти обо всех аспектах своего бизнеса», чтобы поднять цену акций. Сейчас капитализация компании составляет около $4,5 млрд.

Lordstown, производителя электрогрузовиков, постигла схожая участь — его акции упали на 887% по сравнению с максимумом, а его менеджмент обвиняется в обмане инвесторов.

В августе Nikola снизила прогноз по количеству произведенных за четвертый квартал авто с 50 до 25. Lordstown перенес выпуск своих авто со второго на третий квартал следующего года.

Читайте также: Илон Маск продал акции Tesla на $1 миллиард: 2 декабря он купил их по 6 долларов за бумагу

Рынку следует поспешить

Новички на рынке электрокаров уже доказали, что они способны делать хорошие сайты, показывать макеты и принимать предзаказы. Теперь им нужно доказать, что они способны произвести и доставить продукт — и они будут делать это наперегонки с остальными автопроизводителями, быстро переходящими на электродвигатели.

У потребители есть большой выбор и они вряд ли готовы ждать вечно, если задержки производства продолжатся. То же касается инвесторов, которым хватает способов заработать на этом рынке, но может не хватить терпения.