Еще лет 5 назад на рынке МФО было около 20 активных игроков, сегодня их втрое больше. Может ли новичок заработать в столь высококонкурентной среде? Вполне, если грамотно выстраивать бизнес. Наглядный пример — финансовая компания «Н.А.ГРУП», которая с сервисом онлайн-кредитования CreditBox за 2 года сумела ворваться в «высшую лигу» рынка и намерена упрочить там свои позиции. Мы расспросили управляющих партнеров компании о том, как молодой проект смог добиться успеха на рынке, где годами правят бал крупные игроки с миллиардными оборотами.
Проект CreditBox вышел на рынок финансовых услуг в конце 2019 года и, по оценкам управляющего партнера компании Виктории Ильченко, уже успел обосноваться в ТОП-15 МФО Украины. За год компания смогла нарастить кредитный портфель более чем в 3 раза. Причем, темпы роста могли быть и выше. «Валовый рост кредитного портфеля для нас — не самоцель. Мы уделяем много внимания его качеству. Это несколько сдерживает количественный рост, но позволяет нам обеспечивать надежность компании и привлекательность ее как эмитента ценных бумаг», — говорит Ильченко.
Керуюча партнерка «ФК «Н.А.ГРУП»Вікторія Ільченко
Репутация — важный фактор для каждого игрока, который выходит на публичный рынок заимствований. Компания «ФК «Н.А.ГРУП», ввиду быстрого развития сервиса CreditBox, летом вышла на фондовый рынок с облигациями класса А. Сегодня бумаги торгуются на крупнейшей фондовой бирже Украины ПФТС с купонной доходностью 24%. Рейтинговое агентство «Стандарт-Рейтинг» присвоило облигациям долгосрочный кредитный рейтинг «uaA», что говорит о высокой кредитоспособности эмитента.
Выпуск облигаций — нормальная практика для всех динамично развивающихся компаний. Этот способ привлечения капитала дороже и хлопотнее, чем банковский кредит, зато он выгоднее в перспективе. Для надежных эмитентов стоимость заимствований падает с каждой последующей эмиссией. Поэтому такой вариант выбирают компании, которые нацелены на долгосрочное развитие. И кто понимает, как освоить дополнительное финансирование и может расти с ним намного быстрее. CreditBox — как раз тот случай. Только за последний год клиентская база компании увеличилась на 127%. «Эмиссия облигаций, как дополнительный источник привлечения средств, расширит наши возможности, и в следующем году мы ожидаем как минимум удвоения показателей», — говорит Ильченко.
За счет чего растет бизнес? CreditBox работает на розничном рынке, где клиенты смотрят на стоимость и качество услуг. И тут у компании все хорошо. Первый кредит выдается на льготных условиях. Например, оформив займ на 1000 гривен на 20 дней, новый клиент заплатит всего 2 гривны процентов.
Сайт разработан так, чтобы у пользователя не оставалось никаких вопросов касательно условий кредитования. На главной странице удобный кредитный калькулятор. Есть раздел с ответами на самые популярные вопросы пользователей с удобным поиском. Ну, а если клиент там вдруг чего-то не найдет, то по телефону или в одном из популярных мессенджеров он всегда может связаться со службой поддержки. Сотрудники ответят на все вопросы.
Процесс выдачи кредита займет не более 10 минут. Все благодаря тому, что в основу сайта CreditBox заложен уникальный IT-продукт собственной разработки. Это платформа, включающая интерфейсы для разных категорий пользователей, подсистемы скоринга и верификации, маркетингового анализа, финансовой и бухгалтерской отчетности.
Собственная разработка означает также, что система «живет» и постоянно развивается. Отлажены процедуры взаимодействия команды разработчиков с другими подразделениями компании, быстрая обратная связь позволяет оперативно реагировать на текущие требования рынка, новации со стороны регулятора и законодателей. В систему уже сейчас закладывается функционал, который будет востребован в будущем.
IT-директор «ФК «Н.А.ГРУП» Михайло Іващенко
«Один из „жирных“ плюсов нашей системы — высокая скорость обработки заявки с сохранением высокого качества анализа надежности заемщика. Наш скоринг достаточно грамотно „подкручен“, чтобы обеспечивать сервису один из самых низких на рынке показателей просрочки в портфеле компании. При этом он не создает сложностей добросовестным заемщикам», — резюмирует управляющий партнер компании, IT-директор Михаил Иващенко.
Директор ФК «Н.А.Груп» Андрій Дітковський
«Четко выделить, сколько именно инвестировано в CreditBox, как IT-продукт, сложно, да, наверное, и не совсем корректно. Все же проект CreditBox являет собой сложный симбиоз IT, финансовой, управленческой и юридической экспертизы. Здесь все тесно переплетается», — добавляет директор ФК «Н.А.Груп» Андрей Дитковский.
Онлайн-кредиты — один из самых востребованных среди украинцев финансовых продуктов. Компании, которые их выдают, разрушили монополию банков на этом рынке. Его обороты исчисляются десятками миллиардов гривен, и желающих откусить свой кусок от этого пирога предостаточно. Но даже на таком высококонкурентном рынке есть место и возможности для развития инновационных компаний. Финансовая компания «Н.А.Груп» и сервис онлайн-кредитования CreditBox — наглядный пример.