Две самые большие проблемы

По словам Лобайчук, за 11 месяцев в НБУ поступило около 15 тыс. звонков и 25 тыс. письменных обращений потребителей о работе небанковских финансовых учреждений. Больше всего потребители жалуются на работу финкомпаний, занимающихся кредитованием населения, и взимающих просроченную задолженность.

Поэтому регулятор сконцентрировал свою работу на урегулировании двух проблемных направлений. В частности, Ольга Лобайчук отметила, что в 2021 году Нацбанк утвердил ряд требований, которые уже с начала нового года обеспечат прозрачность и упростят понимание условий кредитного продукта небанковских финансовых учреждений.

«Прозрачность кредитования означает, что потребители знают полную стоимость кредита до момента подписания договора, кредитный договор ясен и понятен, а реклама и вебсайты небанковских финансовых учреждений больше не рассказывают о „нулевых“ кредитах», — объяснила эксперт НБУ.

Кроме того, самым важным достижением защиты потребителей в 2021 году в НБУ считают закон, урегулировавший коллекторскую деятельность. В нем прописаны четкие требования к нравственному поведению при урегулировании просроченной задолженности. К нарушителям, по данным Ольги Лобайчук, уже было применено 16 мер воздействия в виде штрафов на общую сумму более 1,5 млн грн.

«В этом направлении идет работа по ужесточению правил по этическому поведению коллекторов на уровне требований НБУ, которые сейчас находятся в процессе обсуждения с рынком, и осуществляется усиленный надзор за соблюдением действующих требований упомянутого закона», — отметила Ольга Лобайчук.

Читайте также: Как защититься от «неэтичных» коллекторов. Советы от регулятора

Напомним

С 14 июля, согласно закону № 1349-IX, небанковские финучреждения и коллекторские компании работают с просроченной задолженностью по новым правилам. В частности, им запрещено:

  • использовать угрозы и шантаж,
  • оказывать психологическое и физическое давление,
  • сообщать третьим лицам о наличии задолженности,
  • вредить репутации заемщика,
  • встречаться с ним без уведомления и согласования этой встречи,
  • взаимодействовать более двух раз в сутки.

За нарушение законодательства о защите прав потребителей финансовых услуг, в том числе требований по этическому поведению, коллекторов ждут различные санкции — от письменного предостережения или штрафа до исключения из реестра коллекторских компаний.

Читайте также: Что делать, если звонят коллекторы и угрожают прийти домой