Что изменила пандемия
По данным исследования, проведенного компанией Ernst & Young Global Limited (EY), пандемия изменила ожидания работодателей и наемных работников.
В новой реальности офис уже не рассматривается как норма. Сотрудники готовы считать дистанционную работу типичным условием, позволяющим выполнять поставленные задачи. Компании меняют подходы к оценке эффективности работы: учитывают полученные результаты и количество отработанных часов.
По результатам глобальных исследований, дистанционные работники на 20−25% эффективнее офисного персонала. Компании могут нанимать сотрудников без привязки к городу или району проживания. Работники могут следить за work-life балансом, меньше уставать из-за дороги к месту работы и обратно.
При этом растет спрос на креативных специалистов, помогающих увеличивать стоимость бренда, благодаря визуальным коммуникациям, перестройке стратегии, развитию новых направлений, на которые до пандемии было сложно привлечь персонал в офис.
Также специалисты по HR ищут кросс-функциональных работников. Маркетолога-сейлза, который промоутирует и продает интеллектуальный продукт, или бухгалтера-кадровика, принимающего на себя бухгалтерский и кадровый учет. Также нужен курьер-грузчик, который доставит все — от письма до мебели.
Чего ждут компании
В своей работе и работе партнеров мы видим, что работодателям важно, чтобы внешний кризис минимально влиял на операционную деятельность. Этакая комфортная жизнь во время затяжного шторма. Потому ожидается лавина технологий, которая поможет автоматизировать процессы. На что ориентируются компании?
Во-первых — на появление новых профессий и явлений. Компании занимаются непрерывной учебой, благодаря чему работники овладевают soft и hard skills.
Во-вторых — на скорость. Работа без планирования на год или на пять лет.
В-третьих — на гибкость. Поиск новой ниши для развития, расширения продуктовой линейки, создания инновационных и персонифицированных решений.
Для настройки работы используются инструменты, которые помогают планировать выполнение процессов и управлять проектами, организовывать рабочие файлы и налаживать коммуникацию. При этом помогают новые продукты, которых до распространения коронавируса не существовало.
Более 58% опрошенных сотрудников заметили, что их производительность не изменилась из-за перехода на дистанционную форму работы. Чтобы измерять эффективность работы, компании учитывали количество отработанного времени, соблюдение графика работы и сроков выполнения задач.
Работникам приходилось вести табели рабочего времени и наблюдать за активностью в рабочие часы. Однако, даже с такими ограничениями, они почувствовали улучшение концентрации, снижение стресса и повышение результатов.
Спрос на диджитализацию
Если до карантина использование цифровых технологий сулило удобство, то с распространением пандемии диджитализация стала необходимостью. Все сферы социальной жизни ушли в онлайн. Работодателям и работникам осталось только «выжать» пользу из этого процесса.
Одним из недостатков дистанционной работы называют замедление коммуникации. Если раньше работники могли решать срочные вопросы за пять-десять минут личного разговора, то теперь на это можно потратить в три раза больше времени.
Один из главных секторов улучшения — разработка продуктов для поддержки общения между коллегами одного ранга и менеджерами-подчиненными. Для этого привлекаются креативные специалисты с узкими навыками.
Во время пандемии 53% компаний использовали Skype и Zoom для проведения видеоконференций. Однако сотрудники чувствуют усталость уже через 30 минут обсуждения. Особенно ценятся работники, которые могут «сжать мнения» к 5-минутному докладу и представлять выводы коллегам в понятной форме.
Изменения почувствовали и более высокие уровни руководства. CEO — это не только искусный менеджер, но и лидер, способный сплотить команду и держать ее в положительном настроении. Пандемия помогает выявить естественных лидеров, умеющих налаживать общение в мини-группах и больших командах, представить результаты работы.
Читайте также: Технологии безбумажного офиса: что важно знать каждому предпринимателю
Мы в MasterBundles на четвертом-пятом месяце карантина заметили стремительный рост количества добавленных работ в маркетплейсе дизайнерами со всего мира. Многие украиноязычные дизайнеры восприняли пандемию как вызов и начали работать на западных клиентов. Это начало перехода из третьего мира в первый, благодаря стиранию профессиональных границ и сплочению профессионального сообщества.
Что нужно для успеха
Ловкими оказались не только дизайнеры. Учитывая внимание к автоматизации, около 40% компаний планируют нанимать высококвалифицированных работников для выполнения временной работы. Например, на время создания коммуникационной сети, что позволит наладить контакт с работниками, которые не возвращаются в офис. Для этого понадобятся IT-специалисты, имеющие соответствующие hard skills.
Также растет спрос на специалистов, которые могут шифровать сведения, налаживать обработку больших баз данных, заниматься кодировкой.
Работодатели заинтересованы в расширении количества штатных единиц из числа специалистов по автоматизации процессов, аналитиков инфобезопасности, специалистов по интернет-управлению оборудованием, разработчиков программ и мобильных приложений, специалистов по цифровой трансформации. В то же время, ощутимый спрос на специалистов «сферы попечительства»: медицинских сестер, сиделок, воспитателей.
По данным анализа «Будущее рабочих мест 2020», подготовленного Всемирным экономическим форумом, работники ощутят особую потребность в таких «мягких навыках»: критическое мышление, глубинный анализ, самоуправление, обучение, быстрое приспособление к переменам, стрессоустойчивость, гибкость.
Почти все компании ожидают, что их сотрудники овладеют новыми знаниями и навыками, даже если их должности не изменятся. Поэтому особая популярность у программ по онлайн-обучению.
«Дистанционка» становится новой нормой. Теперь можно работать из любого уголка мира. Согласно исследованиям, 20−45% работников не планируют возвращаться в офисы. Каждая компания и государство должны взять от этой new normal максимум.
Читайте также: Более 100 тыс. вакансий в год: каких IT-специалистов ищут в Украине и сколько платят
Не говоря о самих работниках, которые, часто находясь в Николаеве, выбирают между заказчиками из Лондона и Амстердама.