Авторство изменений к Налоговому кодексу, касающихся упрощенной системы налогообложения, принадлежит группе депутатов. Большинство — представители фракции «Слуга народа», что повышает шансы документа на успешное голосование в Верховной Раде.

Читайте также: Более 100 тыс. вакансий в год: каких IT-специалистов ищут в Украине и сколько платят

Из текста пояснительной записки следует, что к работе над законопроектом депутатов подтолкнуло желание не допустить расширения сфер обязательного применения РРО. Поскольку одно это не поможет перекрыть контрабанду и исключить возможность использования упрощенной системы в схемах уклонения от уплаты налогов. А именно эти задачи ставит перед собой грядущая повальная фискализация.

Читайте также: «Большая» война: 70% украинского бизнеса не готово к такому варианту

Однако освобождение определенных категорий упрощенцев от необходимости обязательного использования РРО — далеко не единственная новация законопроекта. Документ сильно перекраивает всю упрощенную систему, а потому коснется многих предпринимателей. Ведь сейчас в Украине работает почти 2 млн ФОПов, из которых примерно 1,5 млн — на едином налоге.

Как перекроят группы

Одна из главных идей документа — заставить платить больше тех упрощенцев, которые занимаются производством, высокодоходными видами деятельности, а также продают товары, которые чаще всего ввозятся в Украину по «серым» схемам, или как контрабанда.

Для этого законопроект ограничивает перечень видов деятельности, занимаясь которыми ФОП может работать на 1 и 2 группах упрощенной системы налогообложения. Из этого перечня предложено исключить такие виды деятельности:

  • оптовая торговля и посредничество;
  • частная медпрактика (включая и врачей, и клиники);
  • оценка недвижимости;
  • риелторские услуги;
  • строительные и ремонтные работы;
  • торговля меховыми изделиями;
  • торговля секонд-хендом;
  • торговля подакцизными товарами и лекарственными препаратами;
  • услуги по предоставлению доступа в интернет (провайдеры);
  • распространение лотерей;
  • производство, поставки и торговля ювелирными изделиями;
  • продажа техники стоимостью свыше которой 50% размера минимальной заработной платы (до 1 октября 2022 г — 3250 грн).

«То есть ФОПы, которые работают в этих сферах, будут вынуждены перейти на третью группу единого налога и использовать РРО», — поясняет адвокат Asa Group Валерий Ефремов. Но главное, что такие предприниматели и платить будут больше. Ставки налога для 1−2 групп — фиксированные, то есть сумма налога не зависит ни от дохода, ни от прибыли: сейчас максимум для 1 группы — 239,3 грн, для 2-й — 1200 грн. А вот перейдя на 3 группу, придется уплачивать 5% от дохода, не являясь плательщиком НДС, или 3% от дохода плюс НДС.

Такой шаг может стать болезненным для оптовиков, где вся наценка может составлять 5%. Розница накручивает 20−30%, поэтому у розничных торговцев есть запас прочности, чтобы пережить такое повышение налога без изменения ценников. Но вряд ли торговцы согласятся снизить свои доходы: скорее всего, дополнительные издержки будут переложены на конечных потребителей, т. е. на нас с вами.

3 группа: каждому по РРО и новый офшор

В то же время законодательные новации открывают для единщиков на 3-ей группе более широкие возможности для действий. Во-первых, упрощенцев стимулируют расширять штат.

Для плательщиков единого налога на 3-ей группе со штатом наемных работников от 10 человек законопроект повышает порог дохода до 3000 зарплатных минималок. При нынешнем уровне этого показателя (6 тыс грн) это 19,5 млн грн в год, тогда как по нынешним правилам потолок дохода для этой категории упрощенцев зафиксирован на уровне 7 млн грн в год.

ФОПы, которые имеют 10 и более наемных работников, или после вступления в силу этого закона создадут не менее 5 рабочих мест, смогут платить единый налог в размере 2,5% (без регистрации плательщиком НДС) или 1,5% (с регистрацией плательщиком НДС)", — рассказывает Дмитрий Оносовский, старший юрист ЮКК «Де-Юре».

Но, пожалуй, самая интересная норма, касающаяся этой группы, — касается новых полномочий местных властей. Сейчас они вправе устанавливать ставки налога для упрощенцев, работающих на 1-й и 2-й группах. Аналогичное право местным властям планируется делегировать и в отношении единщиков 3-ей группы.

Ставка налога для них сможет варьироваться в таких пределах:

  • от 1,5% до 3% в случае уплаты НДС;
  • от 2,5% до 5% (если НДС включен в состав единого налога).

«Последствие действия этой нормы может стать образование локальных офшоров. Не исключено, что некоторые предприниматели будут менять места регистрации (налоговые адреса) на населенные пункты, в которых органами местного самоуправления будет установлена самая низкая ставка единого налога для плательщиков, находящихся на третьей группе», — считает Валерий Ефремов из Asa Group.

Увесистой ложкой дегтя для третьей группы станет повальная фискализация. Законопроект предлагает ввести обязательное использование РРО, в том числе программных, для:

  • юридических лиц;
  • плательщиков единого налога 3 группы.

А вот для упрощенцев на 2-й группе кассовые аппараты в случае вступления в силу нового закона не понадобятся.

Новые правила учета

Еще одна неприятная новация для всех единщиков — реинкарнация ненавистной книги учета доходов и расходов. Правда, второе пришествие будет вариативным. ФОПам снова вменят в обязанность вести ежедневный учет доходов и расходов по типовой форме. Правда, вести такой учет можно будет либо в бумажной, либо в электронной форме.

«Для частных предпринимателей, которые будут вести учет доходов и расходов через электронный кабинет, будет введен новый электронный сервис. Среди его функций — автоматическое заполнение информации о доходах, полученных с применением РРО, автоматическое заполнение и проверка в электронном кабинете налоговой декларации.

После ее подписания единщиком сервис сможет предоставить декларацию через электронный кабинет в контролирующий орган", — рассказала Марина Семенова, адвокат адвокатского бюро «ЮФ «Семенова и Партнеры».

Отдельные новации коснулись правил проведения проверок. Так, законопроект предлагает внести следующие изменения:

  • При проведении фактических проверок контролеры не смогут требовать у ФОПов документы, относящиеся к происхождению товара.
  • Контролеры смогут назначить повторную внеплановую проверку документов, если предприниматель снова будет уличен в нарушении порядка расчетов.

Что дальше

Сейчас началась самая интересная и интригующая часть работы над законопроектом. Документ передан для рассмотрения в профильные ассоциации. Именно на этом этапе лоббисты попытаются выбить для «своих» лучшие условия работы. Причем отстаивать могут диаметрально противоположные нормы.

Например, продавцы секонд-хенда точно постараются сохранить за собой возможность работать на 2-й группе, где не требуются РРО. Зато украинские швейники будут рады обязательным кассовым аппаратам для этой группы предпринимателей. Поскольку считают, что неконтролированный ввоз европейского тряпья мешает развиваться их бизнесу.

Не исключено, что в документе появятся новые нормы, которые вообще не связаны с темой законопроекта. Уже сейчас такая норма затесалась в текст. Например, законопроект предлагает ограничить комиссионное вознаграждение банка за предоставление услуг по приему платежных средств в оплату товаров и услуг. Сейчас ясно одно — до финального варианта документ могут сильно перекроить.

Но если депутаты действительно планируют запустить законодательные новации с нового года, с согласованием придется поторопиться.