Поводом для публикации стали многочисленные жалобы от потребителей и факты недобросовестного поведения коллекторов.
НБУ напомнил, что в Украине с весны работают новые этические правила, которых должны следовать компании, работающие с должниками.
Как бороться с неэтичными коллекторами
Если недобросовестные коллекторы «терроризируют» людей относительно чужих долгов и настаивают на погашении кредита, следует придерживаться следующих правил:
- Объяснить, что не имеете отношения к кредиту и не давали согласия на разговор.
- Звонки и сообщения от робота можно заблокировать с помощью функций телефона.
- Узнать название учреждения и написать им, что не хотите общаться.
Если звонки и сообщения не прекращаются, нужно зафиксировать правонарушения. Например, записать разговор или сделать скриншоты сообщений. Эти доказательства нужно предоставить Национальному банку Украины вместе с жалобой на финансовую или коллекторскую компанию.
Читайте также: В Украине коллекторы начали работать по-новому
Нацбанк имеет право оштрафовать нарушителей или исключить их из реестра коллекторских компаний.
Новые правила
14 октября вступил в силу закон, который регулирует деятельность коллекторских компаний. Начиная с этой даты, обращаться по вопросам взыскания долга к заемщику может только кредитор или коллекторская компания, включенная в Реестр коллекторских компаний НБУ.
Компании, которые не входят в реестр, находятся вне закона.
Коллекторы могут обращаться только к:
- потребителю, оформившему кредит, или его законному представителю,
- наследнику заемщика,
- поручителю.
Коллекторы не имеют права обращаться к:
- членам семьи должника,
- соседям или коллегам по работе,
- друзьям и знакомым, которые не являются поручителями по кредиту.