Днем ранее глава НБУ Кирилл Шевченко на своей FB-странице написал, что имплементация закона «усилит корпоративное управление в Национальном банке, а также усовершенствует взаимодействие между Советом и Правлением НБУ». На самом деле, эти нейтральные фразы означают настоящий переворот в одном из важнейших органов государственного управления.
Законом 1811-ІХ вносится большое количество изменений в профильный закон о НБУ, которые делают правление НБУ практически неприкосновенным, а за Советом НБУ в контексте денежно-кредитной политики оставляют только церемониальные функции.
Читайте также: Курс гривны от НБУ будет приблизительным, а валютный резерв пойдет на кредиты
Несмотря на то, что согласно статье 100 Конституции Украины именно Совет НБУ «разрабатывает основные принципы денежно-кредитной политики и осуществляет контроль за ее проведением», а о правлении НБУ в Конституции не сказано ни слова.
До 9 ноября 2021 года Совет НБУ имел полномочия осуществлять анализ влияния денежно-кредитной политики на состояние социально-экономического развития Украины и разрабатывать предложения по внесению соответствующих изменений в нее (бывший п. 3 статьи 9 закона о НБУ). Фактически, это был основной (постоянно действующий) инструмент осуществления того контроля, о котором говорится в Конституции.
И хотя в большинстве случаев правление НБУ фактически игнорировало предложения Совета НБУ (а он сам оставлял это без ответа), закон оставлял шансы на то, что в будущем ситуация изменится к лучшему, и денежно-кредитная (монетарная) политика НБУ станет более лояльной к украинской экономике. Но не суждено.
Совет не рад
С 10 ноября Совет НБУ избавился от возможности делать (в полном объеме) то, чего от него требует Конституция — контролировать. Соответствующий пункт просто убрали из текста обновленного закона о НБУ.
На первый взгляд может показаться, что все не так плохо, ведь Совет НБУ сохраняет за собой полномочия осуществлять (в установленном им порядке) контроль за проведением денежно-кредитной политики (п. 2 статьи 9).
Однако в статье 1 закона о НБУ появляется определение такого контроля и здесь целесообразно дать точную цитату:
«контроль за проведением денежно-кредитной политики — ежегодная оценка согласованности реализации Национальным банком Украины денежно-кредитной политики с достижением в среднесрочной перспективе инфляционных целей, определенных Основными принципами денежно-кредитной политики, с учетом текущего и прогнозируемого экономического и финансового развития Украины и мира с целью выполнения Национальным банком Украины своей основной функции».
Читайте также: Шевченко: Команда Нацбанка последовательно работает над усилением институциональной независимости регулятора
За такой громоздкостью определения скрывается достаточно простая сущность. Во-первых, Совет НБУ может оценивать действия правления только с точки зрения влияния на инфляцию, хотя очевидно, что объектов влияния денежно-кредитной политики значительно больше. Во-вторых, делать это Совет НБУ будет только раз в год. И в-третьих, оценивать сегодняшние действия правления НБУ с точки зрения влияния на инфляцию через условных три года просто невозможно. То есть определение контроля просто делает невозможным этот контроль.
Согласно предыдущей редакции закона Совет НБУ имел возможность обратиться к Верховной Раде и Президенту в случае невыполнения правлением НБУ его решений, обязательных по закону (бывшая ч.2 статьи 9). С 10 ноября Совет НБУ лишился такой возможности.
В статье 9 закона о НБУ появилась совершенно новая ч.2: «Члены Совета Национального банка несут солидарную ответственность за принятые решения и деятельность Совета Национального банка как коллегиального органа». Интересно было узнать, как все члены Совета НБУ могут нести солидарную ответственность за решения, принимаемые простым большинством голосов. А если конкретный член Совета НБУ голосовал против? Следовательно, указанная норма закона будет работать только в одном случае — когда никто не будет нести никакой ответственности.
Отделение НБУ от государства
Согласно новой редакции закона, Совету НБУ запрещено вмешиваться не только в деятельность правления, но и в деятельность Главы НБУ и каждого заместителя Главы отдельно. В этом месте сразу всплывает в памяти история с выговором двум заместителям Главы НБУ из-за их публичных выступлений. Что ж, больше такого «безобразия» Совет НБУ себе не позволит.
Правление НБУ, в свою очередь, избавляется от неприятной обязанности сообщать Совету НБУ о результатах рассмотрения его рекомендаций (бывшая ч.3 статьи 13 закона о НБУ).
Важным является еще одно нововведение, которое превращает понятие прозрачности и подотчетности НБУ обществу в пустой звук. Согласно предыдущей редакции закона о НБУ, решения Совета НБУ подлежали обнародованию, кроме случаев, когда они составляли государственную, банковскую или служебную тайну. Теперь обнародованию будут подлежать исключительно решения, опубликование которых обязательно в соответствии со статьей 9 закона. То есть вполне возможно, что в будущем обществу будет доступно только одно решение Совета НБУ в год — об одобрении Основных принципов денежно-кредитной политики.
Как «вишенка на торте» — исключение из статьи 52 закона о НБУ норм о том, что Национальный банк поддерживает экономическую политику КМУ, если она не противоречит обеспечению стабильности денежной единицы Украины. Здесь можно поблагодарить авторов закона за откровенность.
Невозможно понять, зачем государство Украина добровольно избавляется от контроля над одним из важнейших органов государственной власти, фактически, одним из атрибутов независимости.
Читайте также: МВФ и Украина предварительно договорились о выделении транша на $700 миллионов