► Подписывайтесь на телеграм-канал «Минфина»:
главные финансовые новости

Unilever, производитель мыла Dove, был вынужден поднять цены на свои продукты в среднем на 4% за прошлый квартал. Это самый большой скачок цен на продукцию компании с 2012. Более того, компания допустила, что цены будут продолжать подниматься и в следующем году.

Похожие сигналы подают компании Nestle SA, Procter & Gamble Co. и Danone SA, чьи продукты можно найти на полках всех супермаркетов и кухонь.

«Нас ожидает еще как минимум 12 месяцев инфляционного давления. Такая инфляционная ситуация, как сейчас, складывается где-то раз в двадцать лет «, — прокомментировал CEO Unilever Алан Джоуп в интервью Bloomberg.

Почему дорожают продукты

В этом году компании столкнулись с подорожанием энергоносителей, сырья, упаковки и доставки, а также проблемами с поставками. Большинство производителей, отчитывавшихся о своей деятельности на этой неделе, уверены, что смогут сдержать падение прибыли. На самом деле это означает, что они перенесут проблемы на потребителей, чьи расходы будут расти с приближением Рождества.

Читайте также: Инфляция в еврозоне подскочила до 13-летнего максимума

В США и других развитых экономиках инфляция быстро выросла до значений, не виданных со времен финансового кризиса 2008. Это знаменует серьезное изменение в глобальной экономике и создает новые вызовы для центральных банков, годами удерживавших сверхнизкую инфляцию. Теперь они должны выбирать: либо сокращать экономические стимулы до завершения пандемии, либо не делать ничего, потому что инфляция временная.

«Мы видим одну и ту же ситуацию по всему миру. Потребителям не остается ничего другого, кроме как смириться с этим «, — комментирует Дженнифер Ли, старший экономист BMO Capital Markets.

Цены будут расти постепенно

Компании обычно пытаются поднимать цены постепенно, ведь резкое подорожание может заставить потребителей перейти на продукцию конкурентов или отказаться от продукции вообще. Это, а также обязательства по контрактам, которые заключили многие компании, пока смягчает удар по карманам домохозяйств.

«Нельзя поднимать цены каждый день. Но этот процесс уже запущен», — комментирует Марк Шнайдер, CEO Nestle. Продукция его компания подорожала на 2,1% в третьем квартале — это самое быстрое подорожание за 5 лет.

Читайте также: Инфляция всерьез и надолго: во что вкладывать деньги

Развивающиеся рынки пострадали больше всех

Пока сильнее всего инфляция ударила по экономикам развивающихся стран, свидетельствуют результаты Nestle. За первые 9 месяцев 2021 швейцарская компания подняла цены в развивающихся странах на 2,6%, что в три раза больше, чем в развитых. Однако Danone считает, что инфляция догонит и последних.

Компания оценивает, что за второе полугодие цены выросли почти на 9%. В следующем году уровень инфляции может быть даже выше, предупреждает финансовый директор Danone Юрген Эссер.

Напомним

Цены на потребительском рынке в сентябре по сравнению с августом выросли на 1,2%, а с начала года — на 7,5%. В годовом измерении (к сентябрю 2020 года) инфляция ускорилась до 11%

В июне этого года потребительские цены выросли на 9,5%, если сравнивать с тем же периодом прошлого года. В мае удорожание в годовом измерении было на таком же уровне.

Читайте также: Национальный банк сохранил учетную ставку на уровне 8,5%