Covid-19 объективно ускорил процессы трансформации на рынке финансовых технологий и изменил поведенческие модели потребителей, которые все более активно переходили в онлайн-операции. Можно наблюдать кристаллизацию определенных сегментов финтеха, которые уже сегодня играют важнейшую роль в глобальной техно-архитектуре.
Наибольший потенциал мировые аналитики видят в Embedded Finance (встроенные финансы, или бесшовные услуги), Open Banking (открытый банкинг), Pay on Demand («зарплата по вызову»), а также Autonomous Finance (автономные финансы). Предлагаю вкратце рассмотреть эти направления.
Embedded Finance (бесшовные услуги)
Согласно экспертным прогнозам глобальной технологической компании Digital Horizon, в 2021 году банки будут все больше «отодвигаться» от клиентов. В пандемический 2020-й развернулась довольно-таки жесткая конкуренция за потребителя на рынке платежей (например, открытие счетов или проведение оплаты).
Сегодня, по многим экспертным оценкам, происходит динамичный пересмотр традиционных финансовых продуктов: страховки заходят на территорию кредитов, кредиты появляются там, где всегда господствовали страховки, возникают гибридные модели, сочетающие платежную, инвестиционную, кредитную, страховую и другие составляющие.
Именно поэтому широкое распространение в этом году получили инструменты Embedded Finance (встроенные финансы), позволяющие интегрировать платежи, дебетовые карты, кредиты, страховки и даже инвестиционные инструменты в любые нефинансовые продукты и приложения.
Речь здесь идет не только о встроенной странице оплаты прямо на сайте онлайн-магазина, или маркетплейса. Благодаря Embedded Finance, без дополнительной бюрократии и заполнения анкеты, также возможно перевести деньги, получить кредит, оформить страховку или сделать инвестицию через приложения, социальные сети, мессенджеры, которые, казалось бы, не имеют никакого отношения к финансам.
Такой подход однозначно увеличит прибыль банков и финтехов, поскольку приведет к снижению расходов традиционных банков на маркетинг и брэндинг. Им больше не нужно заставлять клиентов любыми способами «загонять» в собственные приложения.
Соответственно финтех-решения будут пользоваться повышенным спросом у банковских учреждений, которые в условиях жесткой конкуренции планируют мигрировать в финтех-экосистему для получения конкурентных преимуществ.
Практичные кейсы
Многие глобальные гиганты, как Samsung, Google, Huawei, Amazon, Apple, Uber, Tencent и другие, стали активно входить на рынок финансовых услуг, не желая допускать другие компании к своим пользователям, тем более платить существенный процент за обслуживание.
Свою кредитную платформу для клиентских онлайн-покупок сегодня внедряет Mastercard. Пример «встроенного» кредитования — приложение шведского стартапа Klarna, которое позволяет потребителю разделить онлайн-покупку на несколько более мелких ежемесячных платежей. Платеж в $100 превращается, например, в четыре части по $25.
Uber в США в партнерстве с компанией Liberty Mutual недавно внедрил страховки через приложение для своих клиентов и водителей. А автопроизводитель Tesla предлагает программу страхования, которая позволяет людям приобретать соответствующую сумму страхового покрытия практически мгновенно. Страхование, доступное непосредственно от Tesla, также обычно стоит меньше, чем полис от стороннего поставщика страховых услуг.
Читайте также: Анна Тигипко: в izibank уже есть более 25 разных сервисов для клиента
Open Banking (открытый банкинг)
В год пандемии мощный импульс получила технология предоставления доступа к банковским данным для компаний-партнеров с помощью открытого API, благодаря чему разработчики могут создавать финтех-приложения и сервисы для конкретных пользователей финуслугами.
Открытый банкинг позволяет надежным компаниям безопасно работать с финансовой информацией клиентов банков, тогда как раньше стартапы не имели к ней доступа. И это делало невозможным реализацию многих инновационных идей.
Сегодня благодаря технологии открытого банкинга становится возможным появление приложений и платформ, содержащих всю финансовую информацию из разных банков в одном месте.
Благодаря этому пользователи могут получать зарплату на карту одного банка, копить деньги в другом, а расплачиваться картой банка с самым высоким кешбэком.
В целом Open Banking — отличная тенденция для тысяч финтех-стартапов, работа которых в условиях пандемии усложняется доминированием крупнейших игроков рынка. Новые компании получают возможность использовать «открытые» банковские данные для разработки инновационных, удобных для клиентов финансовых продуктов.
Кстати, в Европейском Союзе инструменты открытого банкинга продвигают уже несколько лет благодаря принятию директивы PSD2-регулирования, которая обязывает банки готовить открытую техническую систему для интеграции с его ресурсами. Директива заработала в сентябре 2019 году.
В ЕС сегодня появляется единое платежное пространство, благодаря чему клиенты смогут выбирать привлекательные продукты и сервисы в разных банках. Они могут управлять счетами в разных финструктурах в одном приложении, оплачивать через него услуги, получать максимально персонализированные предложения по кредитам, ипотеке, лизингу и другим продуктам.
По мнению некоторых экспертов, результатом масштабного использования Open Banking в текущем году может стать появление финансовых онлайн-«гипермаркетов» и марктеплейсов услуг, завязанных на открытой финансовой информации.
Практичные кейсы
Сегодня активно внедряет инновации открытого банкинга австрийский банк UniCredit Bank Austria, который является одним из пионеров этой технологии в ЕС.
С помощью открытого API банка и опции «единого окна», клиенты могут управлять счетами платежных операций в других банках, электронных кошельках
В 2021 году продолжает наращивать активность шведская платформа открытого банкинга Tink. Она через единый интерфейс интегрирует платёжные решения по всей Европе и предоставляет доступ к данным и возможностям множества банков (в 2020 году Tink увеличила покрытие с 2,5 до 3,4 тыс. банков).
Платформа обслуживает более 300 финансовых организаций и стартапов мира (среди них Klarna, Nordea и PayPal). По собственным данным компании, каждый месяц она обрабатывает более 1 млн транзакций.
Читайте также: Новый способ скрыться от финразведки и другие новации закона о платежных услугах
Pay on Demand («зарплата по вызову»)
Пандемия covid-19 стала катализатором глобального изменения доступа к зарплате. Ухудшение платежеспособности и благосостояния людей во всем мире из-за масштабного экономического кризиса привело к изменениям доступа к зарплате.
В прошлом году бизнес начал постепенно уходить от жесткого графика «зарплата 5 и 25 числа каждого месяца». Согласно опросу PricewaterhouseCoopers, более 50% респондентов из США и ЕС из-за пандемии хотят получать зарплату ежедневно. И сегодня это реализуют финтех-стартапы по всему миру.
Что важно: западные «зарплаты по требованию» никак не связаны с банками и предполагают перечисление средств непосредственно через финансовые сервисы, которым эти деньги компенсируют из своих бюджетов работодатели.
Инновация Pay on Demand призвана снизить кредитную нагрузку линейного персонала, избавляя его от необходимости брать кредиты, снижая риск просрочки платежей и банковских сборов за овердрафт, на что у каждого американца в среднем уходит около $2,4 тыс. в год.
У большинства сервисов работает подписочная модель: за использование ежемесячно снимается около $10. Другой вариант — комиссия за каждый перевод. При использовании формата Pay on Demand выигрывают все «стейхолдеры»:
- для наемного персонала обеспечивается надежная финансовая «подушка» безопасности;
- стартапы получают высокую и стабильную прибыль на комиссиях;
- для работодателей появляется возможность удержать сотрудников в компании, не увеличивая кадровые расходы.
Практичные кейсы
Бессменным лидером этого сегмента останется и в текущем году сервис Even, охватывающий все 50 штатов США. По данным компании, ее услугами ежедневно пользуются 51% подключенных пользователей, и 72% — еженедельно.
После внедрения Instapay (так называется функция досрочного получения зарплаты у Even), клиенты сэкономили более $100 млн, потому что отказались от кредитов, займов и овердрафтов.
Недавно конкуренцию Even начали составлять молодые американские стартапы: например, Ceridian создал сервис Dayforce Wallet для 4,5 тыс. клиентов. В компании считают, что за 3−5 лет гибкая система выплаты денег станет таким же привычным вариантом, как сегодня зарплата два раза в месяц.
Читайте также: Олег Гороховский: «Мы блокируем около 20−30 карт в день»
Autonomous Finance (автономные финансы)
Вполне осязаемый тренд 2021 года — это автономные финансы, которые «сами» могут позаботиться о своей сохранности и процветании.
Дело в том, что значительное количество людей не разбирается в финансовых вопросах, а в условиях пандемии, когда главной необходимостью является добывание «хлеба насущного», многие испытывают дефицит времени для просвещения в этой области. Однако большинство осознает необходимость накоплений, инвестиций и грамотного распределения средств.
И здесь на помощь приходят стартапы, разрабатывающие на основе машинного обучения и искусственного интеллекта приложения, являющиеся виртуальным «помощником» для людей в контексте эффективного распоряжения финансами, а главное без участия самого человека.
Digital Horizon в своем недавнем докладе прогнозирует появление и активное развитие в 2021 году автоматизированных финансовых решений — вплоть до автоматического казначея, который будет распределять денежные средства по счетам банков, предлагающих лучшие условия.
Например, искусственный интеллект (робо-эдвайзер) сам распорядится суммой, выделенной клиентом, ежемесячно вкладывая ее в наиболее перспективные акции, оплачивая счета и отправляя на сберегательный счет. Таким образом клиенты получают максимальную выгоду с минимальными затратами: денежными и временными.
Несмотря на ответственность этих задач, люди уже во многом доверяют машинам больше, чем представителям собственного вида. Популярность роботов-консультантов на основе искусственного интеллекта растет с каждым годом.
По данным компании Juniper Research, к 2022 году мировой объем рынка робо-эдвайзеров, которые используют только ИИ -технологии, составит $987 млрд.
Практичные кейсы
Сегодня около 30% объема мирового рынка Autonomous Finance формируют США — $757,5 млрд. Треть из этого объема приходится на крупнейшую платформу Vanguard Personal Advisor Services, которая принадлежит Vanguard Group.
Базовая услуга автономного «казначея» — разработка робо-эдвайзером персонального финансового плана с рекомендуемым инвестиционным портфелем и пакетом рекомендаций о том, как лучше всего использовать свои счета для получения максимальных налоговых льгот. В случае одобрения клиентом, все финансовые операции персональный «казначей» совершает в автоматическом режиме.
Объем активов под управлением Vanguard Personal Advisor Services превышает $212 млрд.
Еще один пример — американский стартап Acorns. Компания специализируется на автономном управлении личными финансами клиентов и микроинвестировании. Ее пользователи выделяют небольшие суммы, которые они готовы инвестировать, а дальше роботизированный помощник принимает решение о том, куда именно их вложить. В последний раунд финансирования Acorns стоила $1,1 млрд.
Читайте также:
Вместо вывода
Пандемия ускорила тренды:
- открытости финансовых данных;
- интеграции различных финансовых продуктов не только в «одну точку входа», но и их имплементации в нефинансовые приложения;
- изменения подходов к зарплате и управлению личными финансами.
В 2021-м и в ближайшие несколько лет финтех будет позиционироваться как реальный конкурент традиционным финансовым институтам.
Однако в идеале стартапы должны стать партнерами между банком и потребителем финуслуг. Финтех-компании и банки должны «дружить», чтобы создавать максимально положительный клиентский опыт.
Думаю, тренд объединения различных игроков финансового и нефинансового рынка в экосистему в ближайшие годы станет определяющим.