По прогнозам экспертов стоимость отопления по сравнению с прошлым сезоном вырастет в среднем на 40%, в зависимости от региональных особенностей. Больше всего прогнозируемое повышение ожидается в Черновцах — 70%, на Полтавщине — 35−36%. Для киевлян стоимость теплоэнергии возрастет более чем на 30−40%.
Киевская госадминистрация сообщила о вероятном росте отопления в 2433 грн за 1 Гкал. По действующему тарифу киевляне должны платить 1654,4 грн за каждый Гкал тепла.
С 1 октября за отопление трехкомнатной квартиры придется платить от 4000 грн, двухкомнатной квартиры — 3150 грн. Отопление однокомнатной квартиры обойдется в 2000 грн и выше.
Очевидно, сезон будет жарким, но только с эмоциональной стороны. Ведь учитывая статистику украинцы ежемесячно становятся беднее, долги за коммунальные услуги превысили 80 млрд грн. При этом формат свободного рынка не предусматривает услуги, за которые теплокоммунальные компании имеют задолженности: нет денег — нет газа! Отопительный сезон локально может просто не запуститься, а украинцы останутся без горячей воды и теплоэнергии.
Тариф на газ за год повысился на 96% — дальше больше
Как чувствуют себя украинцы, когда уровень инфляции в годовом выражении достиг 10%? Продукты питания по отдельным позициям выросли в цене почти вдвое.
Сопоставляя индекс роста номинальной заработной платы с индексом инфляции — последняя превышает доходы украинцев в течение последних 7 лет. И это не временный тренд, это типичная закономерность, присущая украинской экономике.
Украинцы ежегодно становятся беднее. Все повышения минимальной и номинальной заработной платы не позволяют сбалансировать уровень жизни. На каждую дополнительную 1000 гривен к персональному бюджету добавляется 3000−4000 гривен расходов в виде повышения тарифов и цен на товары и услуги.
Согласно данным Государственной службы статистики ровно за год тарифы на коммунальные услуги подорожали на 29%. Стоимость электроэнергии возросла на 36%, тариф на газ — на 96%.
Есть ли такой рост экономически обоснованным? Или все же проблема кроется в государственном менеджменте, который допускает возможность спекуляции в стратегически важных социальных плоскостях?
Свободная интерпретация «свободного рынка»
С прошлого года в Украине действует открытый рынок электроэнергии и газа. По замыслу МВФ, который форсировал это требование, Украина должна отказаться от постсоветского ручного управления отраслью и таким образом создать здоровую конкурентную среду: с инвестициями, с улучшением качества предоставляемых инновационных решений, развитием индустрии и смежных отраслей.
К тому же совместное с ЕС пространство для ценообразования позволяет оживить интеграцию в европейский энергетический рынок. Это тот политический курс, который указан в Конституции Украины. Но по факту сферу коммунальных услуг поместили в жесткие бизнес условия, без адекватного основания.
Начиная с 20 мая 2021 Правительство больше не контролирует цены на голубое топливо для теплокоммунэнерго. Как следствие, украинские ТЭК вынуждены покупать природный газ только по коммерческим контрактам, предусматривающим 100% предоплаты. Для этого они должны иметь накопленные оборотные средства, которых обычно просто нет.
В чем главная проблема? ТЭК получают плату от населения постфактум, и часто является финансово неустойчивыми предприятиями, которые зависят от платежеспособности населения. Когда граждане не оплачивают коммунальные услуги, ТЭКи недополучают средства. И, соответственно, не могут гарантировать закупку энергии для производства тепла. Простая закономерность, создала проблему по причине отсутствия законодательно обоснованных переходных механизмов между зарегулированным и свободным рынком.
Поэтому имеющиеся механизмы и агрессивный трейдинг в таком исполнении просто не соответствуют свободной конкуренции: снижение стоимости, повышение качества, гибкие тарифы и тому подобное.
Нафтогаз всему голова — от монополиста к монополисту
Несмотря на популизм вокруг конкуренции основным игроком индустрии остался НАК «Нафтогаз», хотя существует еще около 50-ти газоснабжающих компаний. Государственная компания имеет доступ к дешевому топливу — газ отечественного производства от «Укргаздобыча», которая добывает 73% украинского газа. И такие безусловные преференции дают возможность быть доминирующей силой, влияющей на рынок.
Здесь следует отметить, что себестоимость украинского газа составляет примерно 2,5−2,6 грн / м3. И если раньше Правительство и НКРЕПУ определяли его цену для облгазов и ТЭК опираясь на социальный запрос, то сейчас «Нафтогаз» получила возможность пользоваться понятиями конкурентный рынок и на законных основаниях реализовать топливо по рыночным ценам. При этом рентабельность государственной газодобывающей компании ежегодно растет — от 99% в 2016 году до 177,3% в 2018-м. С открытием рынка эти прибыли увеличатся пропорционально повышению цены на газ.
«Нафтогаз» в определенной степени — это монопольный энергетический хаб, который реализует газ другим компаниям и остается вне конкуренции. Почему? Во-первых, даже закладывая собственную маржу все равно поставляет газ дешевле, чем импортируемое топливо. Например, стоимость газа от «Нафтогаз» для ТЭК составляет 7,42 грн при условии трехлетнего контракта, без учета тарифа оператора газотранспортной системы. По той причине, что на «Украинской энергетической бирже» по состоянию на середину сентября стоимость газа превысила 23 грн / м3 компании просто не имеют альтернатив. В конце 2020-го о признаках монополии Нафтогаза заявил АМКУ.
Во-вторых, в статусе поставщика последней надежды с 1 августа 2021 «Нафтогаз» обязан обеспечивать газом предприятия ТЭК и граждан, оставшихся без поставщика. С одной поправкой, тариф последней надежды выше почти на 50% от фиксированного — 12 грн / м3. И это создает искусственную гарантию спроса по выгодной для «Нафтогаза» цене и еще больше стимулирует монополию.
Таким образом, естественный ресурс, добываемый государственной компанией, и по Конституции принадлежит украинскому народу, проходит несколько промежуточных звеньев и увеличивается в стоимости в 3−5 раз. И конечным плательщиком являются сами украинцы. Как для традиционного бизнеса — логический порядок. Но не следует забывать, что социальная сфера не просто бизнес. Сфера должна или быть урегулированной в известной степени, или же дотироваться из государственного бюджета. Первое потеряли, второе не создали. Дальше больше.
Что ожидать украинцам?
По статистике долги населения за коммунальные услуги в отдельных регионах доходят до 90% от начисленной суммы. Украинцы банально не имеют возможности платить высокие тарифы. Кроме того, ТЭКи не менее пострадавшая сторона, ведь находятся в условиях, когда с одной стороны давят финансовые обязательства перед поставщиками, с другой, вынуждены выдерживать тарифы, которые будут хоть как-то доступными для населения. Теряя рентабельность у «тепловиков» нет возможности гарантировать следующий месяц поставок газа, больше всего влияет на конечный тариф.
Ситуативно можно ожидать типичные сценарии, которые уже разворачиваются накануне отопительного сезона. На начало сентября «Полтавагаз» начала отключать из-за долгов котельной «Полтаваенерго», которая обеспечивает горячее водоснабжение и отопление 30% города, включая медицинские и социальные учреждения.
Надеяться на кардинальные изменения в положительную сторону пока не стоит. Чтобы тепло и горячая вода поступали по домам ТЭКи вынуждены повышать тарифы. Кабинет Министров, как главный акционер НАК «Нафтогаз Украины», должен инициировать процесс регулирующих решений. Как минимум, Закон Украины «О рынке природного газа» необходимо согласовать с украинской Конституцией, где говорится, что все природные ресурсы, находящиеся в пределах Украины, являются объектами права собственности украинского народа.
АО «Укргаздобыча» за 2020-й год добыла 14,2 млрд м³ газа. Потребности населения составляют примерно 10−12 млрд м3, и у 5 млрд м3 топлива потребляют ТЭК для производства горячей воды и отопления. Вместо формирования сверхприбылей госкомпаний, за счет граждан, они должны направлять производство на удовлетворение первоочередных потребностей. И в контексте тарифов украинский газ должен поступать украинцам по доступной стоимости. Для этого необходима политическая воля и желание защитить национальные интересы.