В чем это выражается и каких еще предложений ждать от банка для малого бизнеса мы спросили заместителя Председателя Правления Банка Альянс Сергея Бочарова.
1. За последние 2 года карантин многое расставил на свои места. Во-первых, он стал мощным трамплином в онлайн. Во-вторых, показал кто из банков действительно лоялен к клиентам. Как в вашем банке восприняли эту ситуацию и что предложили для малого и среднего бизнеса (МСБ)?
Недавно читал статистику, которая говорит, что 2021 год стал наконец-то благоприятным для предпринимательства. Хотя бы в сравнении с прошлым годом. И сейчас основная задача бизнеса — это восстановить свои докризисные обороты. Здесь в игру вступают банки. Ведь лучшее решение, которое мы можем предложить в этой ситуации — это быстрое и своевременное финансирование.
Возвращаясь к вашему «во-первых», карантин действительно стал трамплином в онлайн. Правда сначала переход в онлайн воспринимался как необходимость для нашего здоровья, а теперь — после того как мы все распробовали его — стал возможностью экономить свое время. Здесь мы быстро среагировали и чтоб не потерять клиентов запустили технологию оформления бланкового кредитования МСБ онлайн. То есть вы можете оставить онлайн заявку на кредит и подписать кредитный договор, не выходя из офиса, с помощью электронной подписи. Наш клиент не тратит время на посещение отделения, ожидание и, уж тем более, на дорогу.
Дальше клиента ждет еще несколько позитивных моментов: принятие решения по бизнес-кредиту не затягивается на неопределенный срок, а происходит всего за 2 часа. Сейчас при оформлении заявки можно сразу выбрать необходимый вид финансирования: срочный кредит до 36 месяцев, овердрафт с обнулением до 60 дней или кредитная линия с траншами до 180 дней.
2. А кроме финансирования, какие онлайн-сервисы для бизнеса стали более востребованы? Или какие станут совершенно необходимыми?
Если говорить о картине, которая складывается сейчас в Альянс Банке, то высоким спросом пользуются сервисы приема онлайн-платежей: в интернете и через POS-терминалы. И это понятно — многие клиенты перевели свой бизнес в онлайн. А это значит, что их потребители захотят оформить доставку и оплатить товар на сайте или же курьеру при помощи терминала.
Это так же очевидно, как и то, о чем мы говорили выше: клиент любого бизнеса, даже банка, предпочтет скорее оформить услуги онлайн. С нашей стороны мы предлагаем быстрое решение: подключения сервиса приема платежей на сайт клиента и доставка POS-терминалов в офис клиента в течение дня.
С введением карантина мы не вводили специальные продукты на этот период. Но незадолго до этого, согласно долгосрочной стратегии банка, мы ввели в работу систему удаленного подписания документов. Благодаря дистанционному подписанию клиент мог подавать поручения через удобные ему каналы коммуникации и подтверждать их с персональным банкиром без посещения офиса.
Это оказалось очень своевременным решением — советую всегда создавать стратегию, независимо от ежедневных «тушений пожаров». Это поможет их избежать так же, как в нашей ситуации. В целом, мы сместили вектор на развитие дистанционных каналов взаимодействия с клиентами. Это задача актуальна и по сегодняшний день.
На счет новых продуктов: в ближайшее время планируем запустить продукт «Альянс Касса». Это будет функциональное решение 4-в-1: POS-терминал, эквайринг, ПРРО и сервис кассы от нашего партнера Poskit. Всё это по доступной цене, с возможностью онлайн-подключения и доставки в офис клиента. Стремимся сейчас к простым и функциональным решениям: чем проще и понятнее это реализует банк, тем больше пользы оно принесет бизнесу. А следовательно — будет пользоваться спросом.
3. Главное для современного банка — быть понятным, открытым и освобождать время предпринимателя. Поэтому многие банки сейчас меняют тон коммуникации на friendly, стараясь стать «другом клиента» и более просто доносить информацию. Как вы относитесь к этому и что думают на этот счет в вашем банке?
Найти друга в реальной жизни — это не просто. А стать банку «другом клиента» — еще сложнее. Здесь недостаточно одного лишь желания стать другом. Я бы предпочел назвать это «партнер, на которого не страшно положиться». Нужно завоевать доверие клиентов и обладать компетенцией в необходимых вопросах.
Будет нескромно, если скажу, что мы работаем над этим ежедневно, но это так. Но и без усилений позиций не обойтись — вы правильно заметили, что многие банки не перестают меняться.
Для этого наш банк уже занимается созданием целой экосистемы для развития бизнеса. В экосистему войдут не только финансовые услуги, но и сервисы от партнеров. Почему? Нет, не потому что мы сами не справляемся. Мы хотим охватить не только финансовые услуги, а как я уже говорил, всю экосистему для бизнеса.
Банки со специализацией на финансовых услугах не может утверждать о достаточном опыте в других отраслях. Поэтому мы создаем коллаборацию сервисов банка и партнеров, которые имеют многолетний опыт в своих отраслях.
Все услуги экосистемы будут доступны в новом клиент-банке, который позволит быстро интегрировать сервис. Здесь можно будет оформить любую финансовую услугу как бизнесу, так и физическим лицам, без посещения отделений. Помимо этого, будут еще такие фишки как: дистанционная идентификация и возможность проводить операции даже не клиентам банка.
Верю, что это действительно освободит время наших клиентов (или потенциальных клиентов) и позволит направить все силы на развитие бизнеса.
4. Как влияет развитие онлайн-ресурсов на развитие персонала банка? Изменения касаются только технической части или человеческий фактор остается все так же важен?
Любое инновационное решение было предпринято хорошо слаженной командой. Да, конечно, карантин не прошел мимо, и мы все «прокачались» за это время не только в создании новых сервисов.
Например, говоря за себя, я прошел 12-недельную программу акселератор IFC DigiLab Finance. Программа разработана специально для финансовых организаций, чтоб улучшить нашу стратегию и дорожную карту цифровой трансформации. Еще и стал победителем DigiLab Adventure.
Говоря в целом про банк, то в данный момент мы занимаемся реформированием нашей клиентской поддержки. Это и создание новых онлайн-каналов коммуникации как приоритетных, и прохождение персонала тренингов у лучших экспертов и амбассадоров бизнеса Украины.
5. Подытожим, за какими все же банковскими онлайн-сервисами будущее для бизнеса? И какие сильные стороны банка могут помочь стать замеченным предпринимателем?
В первую очередь это проведение платежей и финансирование. Бизнесом управляют люди, которые так же, как и все, привыкли оплачивать 24/7 за пару секунд и получать решение по кредиту всего за 5 минут. И им непонятно, почему для бизнеса это может занимать чуть больше времени. Следовательно, банки будут стремиться максимально приблизить скорость услуг для бизнеса к уровню услуг для физических лиц.
В долгосрочной перспективе бизнесу необходима комплексная целостная экосистема. Ведь наличием всего спектра онлайн-сервисов банковских услуг скоро не сможет удивить не один банк. И тогда на первый план выйдут услуги, которые не свойственны банкам, но необходимы для развития бизнеса. Например, CRM, подбор и проверка персонала, логистика и так далее.
Гораздо удобнее собрать все необходимое для бизнеса в одном месте, предложив предпринимателю не распыляться на десяток программных обеспечений, если все вопросы может закрыть одно решение. А с текущей динамикой диджитализации требования клиентов к бесшовному получению всех услуг в одном месте будут только расти.
С этого получаем три основных преимущества, которые, по моему мнению, выделяют банк: скорость принятие решения, простота в онлайн-оформлении и комплексное решение вопросов бизнеса в одном продукте.
6. Сможете сформировать основные тренды долгосрочного развития банков в разрезе предложений для бизнеса?
В эру динамического развития технологий основными трендами будет то, что я назвал конкурентными преимуществами: скорость, простота и доступность услуг. Если конкретно, то несколько конкретики можно спрогнозировать уже сейчас.
- Развитие искусственного интеллекта позволит банкам принимать решения по финансированию практически мгновенно.
- Думаю, что мы наконец-то перейдем в полноценный режим paperless и анализ сможем проводить онлайн анализ финансового состояния клиентов, без бумаг и посещения отделений.
- Развитие BigData в банках позволит исключить спам в ваших рассылках и предлагать лишь действительно необходимые клиенту услуги в нужный момент. Кстати, это может действительно создать впечатление банка-друга для клиента.
- Open banking — уже существующий тренд. Как он отразится на клиентах МСБ? Клиент сможем отсеять лишнее и управлять финансами в одном приложении, независимо от того, в каких банках у него открыты счета.
- И коллаборции или партнерства. Сотрудничество банков, финтеха и других направлений — это не про устранение конкуренции, а про создание комфорта для бизнеса в решении под ключ.