О вызовах для бизнеса, рисках появления новых штаммов Covid-19 и прогнозе влияния пандемии на туристическую отрасль, рассказывает руководитель департамента туризма и авиации украинской страховой компании ЕКТА Денис Головко.

Фото: ЕКТА

Насколько опасный штамм Дельта?

Штамм коронавируса «Дельта» впервые обнаружили осенью прошлого года в Индии. По предварительным оценкам, эта разновидность коронавируса есть в 1,6 раза более заразной, чем штамм «Альфа» (британский вид вируса), и в 2,26 раза чаще приводит к госпитализации. По данным ВОЗ, он уже обнаружен в 135 странах мира, поэтому можно утверждать, что этот вариант Covid-19 становится самым распространенным и, возможно, последним штаммом. Ведь после того, как вирус подберет себе лучший вариант для функционирования в организме человека, его эволюция замедляется. Конечно, мы не можем утверждать наверняка. К тому же появился бразильский штамм Гамма, первые случаи которого уже зафиксированы в России, а также ряд других. Он, как и Дельта, распространяется быстрее, чем предыдущие. Однако, пока нет оснований ожидать вытеснения индийского варианта.

Стоит заметить, что все зарегистрированные в ЕС вакцины защищают от нового штамма, хотя и с меньшей эффективностью. Ведь мутации вируса недостаточно, чтобы полностью избежать предварительного иммунитета или вакцины. Это подтвердил на брифинге руководитель отдела вакцинации ЕМА Марко Кавалере. Поэтому вакцинация является одним из самых эффективных средств борьбы с новой волной коронавируса.

Фото: ЕКТА

Опять локдаун? Что туристической отрасли ожидать от Дельта?

Туризм — это один из наиболее пострадавших от пандемии секторов, перспективы развития которого до сих пор не определены. Всемирный совет по путешествиям и туризму (WTTC) оценивает, что во всем мире убытки уже достигли более чем $4,5 трлн, а количество рабочих мест в этой сфере сократилось на 18,5% (около 62 млн рабочих мест). За 2020 год в Украине потери оцениваются в более 1,9 млрд гривен.

Сегодня все зависит от того, насколько серьезным будет карантин. Поэтому основная задача сейчас, для тех кто хочет остановить вирус и вернуться к доковидным условиям жизни — вакцинироваться. Это значительно уменьшит шансы на мутации Covid-19 и распространение новых штаммов. Сейчас большинство стран ослабляют карантин, но ни одна страна не снимает его полностью. Американский центр по контролю и профилактике заболеваний (CDC) вновь рекомендует даже вакцинированным гражданам носить маски.

По прогнозам экспертов, такого карантина, как в 2020 году, больше не будет, ведь люди адаптировались жить с новой болезнью. Впрочем, по наихудшему сценарию, заболеваемость Covid-19 осенью может вырасти на 30−40% по сравнению с прошлым годом. Уже становится очевидно, что у вакцинированных людей будет больше привилегий во время локдауну и путешествий за границу. Введение ковид-паспортов упростит условия въезда в страны и позволит пребывать там без карантинов и ПЦР тестов.

В ЕС вакцинировано лишь 43% взрослого населения, показатели вакцинации существенно различаются между странами. Например, население Мальты вакцинировано почти на 80%, а Болгарии — на 15%. Поэтому Еврокомиссия планирует усилить ограничения на поездки по Европе, пока не будет достигнуто запланированного уровня вакцинации населения. Все это негативно повлияет на сферу экономики и туризма не только в Украине, но и по всему миру.

В 2019 году вклад туризма в мировую экономику составил 10,4% или $ 9,2 трлн, а в 2020 году эта отрасль потеряла около $ 4,5 трлн, а ее вклад в мировой ВВП сократился на 49,1%. При этом общее замедление мировой экономики достигло 3,7%, как говорится в отчете WTTC. Что будет дальше — пока неизвестно, однако остается надеяться на быструю и эффективную вакцинацию и открытие границ.

Туроператоры пострадают?

По данным ролингового исследования туристической динамики в Украине, большая часть опрошенных собирается провести нынешний отпуск на родине, и только каждый десятый планирует уехать за границу, треть украинцев — не определились. Эта статистика является печальной для туристических операторов. Во-первых, уменьшается спрос на поездки за границу. Во-вторых, по результатам исследования, наиболее распространенный отдых в Украине — пляжный (29,8%). К морю путешественники добираются на авто (33,1%), на автобусах и маршрутках — столько же, остальные — путешествует по железной дороге. Услугами туристических операторов пользуются преимущественно для городского отдыха, популярность которого в Украине составляет 7,9%.

Кроме того, все большую популярность набирают авторские путешествия с маленькими туристическими группами и неординарными маршрутами. По статистике, больше всего путешествует молодежь, которая предпочитает туры нового формата, а не те, что предлагают «ветераны» туристического бизнеса.

Также проблемой является то, что автобусные поездки в несколько стран теряют свою актуальность в связи с закрытыми границами, а туристы, которые уже несколько раз были в Турции и Египте, организовывают самостоятельные путешествия в открытые страны.

Сегодня туроператорам нужно искать новые стратегии привлечения клиентов, разрабатывать интересные маршруты путешествий, в том числе и по Украине. Открытых границ недостаточно. Мы должны развивать туризм внутри страны и привлекать как украинских, так и иностранных граждан. Как отметила Лариса Петасюк, заместитель министра культуры: «Каждое десятое рабочее место в мире — в сфере туризма. Мы должны адаптироваться к ситуации, которая сейчас сложилась, и работать над созданием рабочих мест, развивать регионы и привлекать как можно больше туристов».

Как штамм Дельта отразится на страховых компаниях?

Lloyd`s of London, ведущий рынок страхования Великобритании, в своем ежегодном финансовом отчете спрогнозировал, что в результате коронавируса эта сфера пострадает на $203 млрд, а выплаты ущерба, связанного с Covid-19 станут рекордными за всю историю существования страховой отрасли.

В 2021 году продолжается сокращение украинских страховщиков. За 11 месяцев их количество уменьшилось на 24 компании. По прогнозам экспертов, в Украине во второй половине 2021 ожидается постепенное увеличение динамики финансовых показателей. Однако, драйверы роста компаний меняются: если в доковидные времена мощным фактором страхования выступал ОСАГО, то в 1 первом квартале 2021, по данным интернет-журнала «Фориншурер», на передний план вышло страхования КАСКО. Также увеличился спрос на медицинское страхование, но с началом пандемии наполнения медицинских страховых полисов существенно изменилось. Наибольшие потери несет туристическое страхование. Платежеспособность населения из-за постоянных карантинов падает, а границы большинства стран все еще закрыты.

Бесспорно, штамм Дельта не улучшит ситуацию на рынке страхования. Чтобы выдержать удар и успешно функционировать в условиях постоянных изменений, туристические и страховые компании уже сегодня должны принять ряд важных решений, среди которых активное внедрение e-commerce и удаленной работы сотрудников. Более 80% взаимодействий страховых компаний с клиентами происходят через сайты или мобильные приложения. Модернизация веб-ресурсов, упрощение системы оформления страхового полиса и внедрение искусственного интеллекта для поддержки клиентов — это уже не будущее. Это наша реальность. Впрочем, лишь 57% страховых компаний по всему миру имеют партнерские программы с банками, хотя это в разы упрощает процедуру покупки полиса.

«Например, в ЕКТА мы разработали быструю оплату на сайте или в чат-ботах Viber и Telegram с поддержкой оплаты через Apple Pay или Google Pay. Кроме того, в чат-ботах есть возможность автозаполнения данных, необходимых для страхового полиса, через считывания информации с фото загранпаспорта или еще проще: подтверждением передачи данных из приложения «Дия». В постковидные времена основной ценностью компании являются интересы клиентов и расширения страховых услуг с выгодой для них «, — рассказывает Денис Головко.

По данным Enterprise Technology Research, количество сотрудников, работающих удаленно, вырастет на 34,4% в 2021 году. Это поможет избежать сокращения рабочих мест за счет уменьшения статьи расходов. К тому же 48.6% из 1000 опрошенных IT-директоров сообщили, что производительность их работников повысилась с тех пор, как они начали работать удаленно.

Те компании, которые быстро сориентировались, оптимизировали свои бизнес-процессы и настроили цифровые каналы продаж, смогут пережить будущий локдаун с минимальными потерями. Впрочем, страховщикам следует быть готовыми к трудностям и кассовым разрывам в течение долгого периода времени в связи с уменьшением туристического потока.

Таким образом, введение новых страховых продуктов, многоканальное привлечения клиентов с диверсификацией сегментов рынка и активная диджитализация позволят компаниям пережить сегодняшний кризис и возможный осенний карантин. Надеемся, что с каждым годом уровень культуры страхования в Украине будет расти, а страховые компании, путем оптимизации своих продуктов, будут привлекать клиентов к покупке страховых полисов. Ведь по прогнозам экспертов, Covid-19 стал толчком к тому, что в будущем процент туристов, которые покупают страховку, увеличится.