Три «железных» условия
Согласно информации НБУ, есть три ситуации, в которых банк ОБЯЗАН отказать клиенту в проведении финансовой операции, в том числе, по выдаче банковского вклада.
Такими случаями являются:
1. включение клиента в перечень лиц, связанных с осуществлением террористической деятельности;
2. применение к лицу международных санкций;
3. применение к лицу специальных экономических и других ограничительных мер (санкций) в соответствии с Законом Украины «О санкциях».
«В этих случаях банк применяет замораживание/блокирование активов клиента. Но после отмены указанных выше оснований возвращает ему средства», — поясняют в Нацбанке.
Жестокий финмон
В НБУ напомнили, что коммерческие банки, выполняя требования Закона Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию доходов), полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения», применяют в своей деятельности риск-ориентированный подход. Это означает, что банк принимает меры в зависимости от риска конкретного клиента, вида услуги, суммы финансовой операции и тому подобное.
Все вопросы — «на входе», но …
В Нацбанке говорят: банк может запросить у клиента документы об источниках происхождения средств в случаях, если сумма финансовой операции клиента не соответствует информации о его доходах или если возникнет подозрение, что эти средства могут быть связаны с незаконной деятельностью.
Такую информацию банки должны затребовать ДО зачисления средств на депозитный счет.
«При выдаче клиенту денежных средств со счета у работников банка не должно быть вопросов об источниках происхождения его средств», — подчеркивают в Нацбанке.
Но в некоторых случаях клиента могут проверить и «на выходе».
«В случае, если у банка появилась новая информация по клиенту или источникам происхождения средств, которая стала известна в процессе обслуживания клиента, банк имеет право получить от клиента дополнительные документы/информацию, а клиент обязан их предоставить».
Предыстория
По итогам июня, автором лучшего отзыва о банке на сайте «Минфин» стал пользователь под ником LAnatoliy. Он пожаловался, что из-за блокирования счета в Приватбанке не может получить собственные средства после окончания срока депозита.